Кто обрубит щупальца филатовскому спруту?
Принятие Верховной Радой нового закона об адвокатуре №9055 – единственный шанс заместителя главы Администрации Президента Алексея Филатова сохранить свое влияние в судебной системе, передает Стена.
Как сообщает Hyser, 7 февраля назначено рассмотрение в Верховной Раде скандально известного закона об адвокатуре. Пока что с большим скрипом пробуксовывает прохождение этого законопроекта в законодательном органе. Профильный парламентский комитет по правовой политики и правосудию под колоссальным давлением из АП и с минимальным кворумом рекомендовал взять законопроект за основу.
Антикоррупционный комитет рекомендовал не рассматривать законопроект ввиду существенных коррупционных рисков. Адвокатское сообщество буквально стало на дыбы, обвиняя Администрацию Президента в попытках АП захватить власть в органах адвокатского самоуправления путем реструктуризации (которую предусматривает №9055).
Возможно, в этих опасениях и есть здравое зерно. Вернее, оно точно есть. Только контроль за адвокатурой нужен Филатову не сам по себе, а как средство, которое позволит ему сохранить контроль над всей судебной системой после того, как он покинет Администрацию Президента. А это придется сделать при любом исходе выборов, ведь результатами судебной реформы похвалится он не может, продвижение законопроекта №9055 сопровождают постоянные скандалы, подвисли вопросы с уголовными производствами относительно антикоррупционных нарушений Филатова.
Поэтому нынешняя цель Филатова – два места в Высшем совете правосудия, которые формируются по квоте адвокатского самоуправления. В скором времени в Высшем совете правосудия образуются вакансии, так как полномочия действующего состава истекают 31.03.2019. Возможность делегировать своих представителей есть у адвокатов, прокуроров, представителей юридической науки, естественно, судей. Филатов планирует зайти в Высший совет правосудия через реформированное адвокатское самоуправление и возглавить Совет вместо его вместо нынешнего руководителя, который, как ожидается, перейдет на работу в Верховный Суд.
Других способов попасть в ВСП у Филатова нет, ведь Президентская квота будет для него закрыта. Поэтому Филатов торопится. Именно Филатов, а не Президент, стоит за отчаянными попытками все же протолкнуть №9055 через сессионный зал Парламента. Филатову, а не Президенту нужен №9055 как кровь из носу, потому что иначе он потеряет все, что успел нажить за 4 года пребывания на должности.
А нажить он успел многое, и терять ему есть что.
Например, есть у Филатова феноменально преуспевающая, но не внесенная в декларацию чиновника гражданская жена, Анна Бабич, с которой он много и успешно работал в юридической фирме «Васыль Кысиль и Партнеры». Сегодня Бабич является управляющим партнером и руководителем практики TMT (телекоммуникации-медиа-технологии) в компании Aequo, которая была создана сразу после назначения Филатова в Администрацию президента.
Как пишут журналисты программы «Наші гроші» Дениса Бигуса, сразу после создания компания получила ряд выгодных контрактов в сфере слияний и поглощений, где регуляторные решения принимает Антимонопольный комитет Украины, который возглавили давние знакомые Филатова.
Aequo удалось добиться поразительной результативности в принятии позитивных решений Антимонопольным комитетом в пользу своих клиентов. Это не только крупный украинский бизнес, но и, к примеру, «Сбербанк России», который с помощью Aequo скупает украинские активы, российская инвестиционная компания, заинтересованная в покупке крупного украинского телеком-оператора (сделка не состоялась), компания, связанная с окружением Виктора Медведчука.
В чем причина неожиданного успеха? Возглавляет АМКУ Юрий Терентьев, однокурсник Филатова, а первым заместителем председателя работает Мария Нижник – партнер в компании Aequo и многолетняя коллега четы Филатов-Бабич по работе в «Васыль Кысыль и партнеры». Еще один бывший сотрудник — Нина Сидоренко – занимает должность заместителя руководителя Антимонопольного комитета.
Но Антимонопольный комитет – побочный заработок на перчатки для жены. Настоящие дела делаются в судебной системе. Филатов пристроил еще троих своих коллег из «Васыль Кысиль и Партнеры» в Верховный Суд. Это судья Кассационного гражданского суда в составе Верховного Суда Виктор Пророк, судья Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда Иван Мищенко, а также судья Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда Анна Вронская, которая не только работала в «Васыль Кысиль и Партнеры», но как и Юрий Терентьев училась вместе с Филатовым в Киевском университете.
Интересный факт, что во время конкурса на должность среди рекомендодателей Анна Вронская указала народного депутата Викторию Пташник. К ней мы вернемся немного спустя. А пока рассмотрим случай Ивана Мищенко. Этого новоиспеченного судью журналисты программы«Схемы» Радио Свобода «застукали» в Администрации Президента уже через две недели после назначения в Верховный Суд.
Впрочем, Мищенко и не особо скрывал свои связи. В качестве рекомендодателей кандидат на должность судьи Мищенко указал Алексея Филатова и Вадима Беляневича, заместителя председателя Высшего совета правосудия (в то время – Высшего совета юстиции).
Замечательное совпадение! Вадим Беляневич – еще один коллега по «Васыль Кысиль и Партнеры». Кстати, 12 лет Беляневич работал адвокатом в адвокатском объединении «Адвокатская фирма «Сергей Козьяков и партнеры» Сергея Козьякова — нынешнего главы Высшей квалификационной комиссии судей. Вышел из «Васыль Кысиль и Партнеры» и еще один член ВККС — Андрей Козлов.
Высшая квалификационная комиссия судей — это главный дисциплинарный орган судебного самоуправления. Он оценивает профессиональное соответствие кандидатов на судейские должности. Высшим же органом судейского самоуправления является Высший совет правосудия. Он вносит представления о назначении судей, рассматривает жалобы, принимает решения о несовместимости. Кто контролирует Высший совет правосудия, тот контролирует суды.
Кроме Беляневича в Высшем совете правосудия на Филатова ориентируется сам глава ВСП Игорь Бенедисюк, который намеревается перейти в Верховный Суд и ему в этом нужна поддержка АП. Именно на его место метит Филатов.
Ручной контроль над судебной системой дает Филатову немало рычагов влияния. В частности, на народных депутатов, с чьей помощью он надеется на сохранение контроля над властью судебной.
С депутатами Филатов обменивается взаимными предложениями. На торги выставляются должности судей и рассмотрение жалоб на них в Высшем совете правосудия. Для депутатов, ориентированных на реальный сектор экономики, предлагаются «кнуты и пряники» в виде решений Антимонопольного комитета.
Возьмем народного депутата Викторию Пташник, внефракционную, которая активно агитирует за филатовский законопроект об адвокатуре №9055. Её позиция объясняется просто. Муж Виктории, Александр Мамуня, долгое время работал вместе с Алексеем Филатовым и Анной Бабич… где? Правильно, в компании «Васыль Кысиль и Партнеры», а сейчас является партнером Бабич в компании Aequo.
Еще один горячий сторонник №9055 — народный депутат Сергей Алексеев, заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия. Его бывшая гражданская жена Марина Дидиченко не прошла конкурс на пост судьи кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда. Как сообщают СМИ, за последние годы дела, которые слушала эта судья, всегда завершались в пользу Сергея Алексеева и его юристов. В частности, около десятка позитивных решений было вынесено в пользу «Укрсоцбанка», интересы которого в суде представляли юристы фирмы «Алексеев, Боярчуков и Партнеры». Так что после проблем с прохождением конкурса, очевидно, потребовалась помощь АП, чтобы получить должность в другом — Северном апелляционном хозяйственном — суде.
Активно агитирует за №9055 в кулуарах парламента и Юрий Воропаев, депутат-миллионер, которого раньше называли «адвокатом Рината Ахметова». Возможно, объяснение кроется в тех же возможностях Филатова в Антимонопольном комитете. Возможно, неслучайно 30 января глава Антимонопольного комитета Украины Юрий Терентьев заявил, что ДТЭК не является монополистом на рынке электроэнергии.
Юридическая фирма Алексеева является генеральным партнером Юридического форума, который организовывает Ассоциация юристов Украины. На этих мероприятиях всех участников филатовской сети можно увидеть вместе. Сама Ассоциация является активным пропагандистом инициатив Администрации Президента.
Также большинство членов филатовской сети входят в Совет по вопросам судебной реформы – консультативно-совещательный орган при Президенте Украины, учрежденный указом Президента от 16 октября 2014 года. В соответствии с этим документом, персональный состав Совета утверждается Президентом по представлению координатора – Алексея Филатова. Среди участников органа найдем Сергея Алексеева, Вадима Беляневича, Игоря Бенедисюка, Сергея Козьякова, Викторию Пташник.
Выходит, что существует организованная и сплоченная группа должностных лиц, набранная Алексеем Филатовым из однокурсников, коллег, друзей, настоящих и прошлых бизнес-партнеров Филатова. Эта группа сама разрабатывает судебную реформу в качестве экспертов. Они же ее поддерживает, но уже в качестве общественности (не упоминая, что являются разработчиками). Входящие в орбиту народные депутаты, связанные родственными и деловыми узами, проталкивают необходимые законодательные изменения. И вся группа, этот спрут, во главе с Алексеем Филатовым, пользуется плодами принятого законодательства, делегировав своих представителей на ключевые посты в судебной власти и Антимонопольном комитете.
За личиной хипстера-миллениала на посту координатора судебной реформы скрывается циничный манипулятор, опутавший щупальцами непотизма судебную власть Украины. Вся судебная реформа – личный проект Алексея Филатова по захвату судебной власти. Чем раньше это поймет Президент Украины и законодатели, тем лучше для нашей страны.
Напомним, что скрыл от всех заместитель главы АП Филатов.
Как сообщала Politeka, раскрыт необычный способ побороть коррупцию.
Также Politeka писала, что дефолт все ближе: за чей счет решил спасаться Гройсман.