За какие права украинцы готовы биться
Ранее мы часто читали исследования на тему ценностей граждан Украины, наших жизненных ориентиров и мотиваций. От которых, конечно, возникает и восприятие проблем, и мотивация голосовать.
Фундаментальные ценности
В разных странах люди отдают предпочтение разным жизненным ценностям и тем правам, которые закрепляют их и предоставляют человеку возможность их реализации. Так, для жителей Великобритании, Швеции, Германии, Финляндии и Польши основным приоритетом будет удовлетворенность жизнью, здоровье представляется главной ценностью гражданам России, Норвегии, Исландии, Франции и Австрии. Для украинцев и албанцев, согласно результатам международного исследования, главной ценностью является доход.
При всем обилии различных социологических опросов, интервью и других исследований, нельзя сказать, что проблематика прав человека, их понимания украинцами, желания и способности их защищать является широко представленной. Хотя такие социологические исследования и встречаются, их нельзя назвать систематическими и глубокими. В отличие, например, от электоральных рейтингов. Хотя мне кажется, что они имеют гораздо большее значение для коррекции текущей политики, чем опросы избирательных симпатий.
Данные скудных опросов о важности конституционных прав, по моему мнению, свидетельствуют не только о понимании объективной значимости тех или иных своих, прямой зависимости качества жизни от гарантированности этих прав, но и о том, в какой мере гарантированность того или иного права является проблемной, насколько формальное провозглашение его незыблемости отличается от реальной ситуации его соблюдения в обществе.
Посмотрим на Украину
Из всех конституционных прав человека, закрепленных в Конституции Украины, основное значение имеет право на жизнь (77,7% опрошенных). К сожалению, не могу назвать такой результат положительным. Он говорит о том, что в той или иной мере украинские граждане испытывают сомнения в гарантированности этого основного их права, о высокой вероятности наступления угроз этому праву. Чего только стоит продолжающаяся война на Востоке, количество жертв преступлений, автопроисшествий, да и просто внезапных смертей из-за вовремя не приехавшей скорой помощи.
На втором месте идет право на социальное обеспечение (63,2%). При всех многочисленных недостатках советской системы, ценой качества жизни будущих поколений (нашей с вами), она создала у людей иллюзию обеспеченной старости, заботы государства о всех немощных его согражданах (стариках, инвалидах, больных и т. д.). Хотя никто и не мог претендовать на что-то большее, но каждому был доступен минимальный «паек».
Годы прошедших реформ не прибавили украинцам уверенности в обеспеченной старости. Скорее, обратное.
Сейчас большинство стариков вынуждены заботиться о своем простом физическом выживании, а не о достойном уровне жизни. Причем перспектив улучшения ситуация для большинства — не только стариков, но и работоспособных украинцев — не видно. Ожидания многих обратные: «надо ждать только ухудшения». Согласно соцопросу USAID «Трансформация финансового сектора», лишь у 24% украинцев есть сбережения на пенсию. 57% опрошенных отмечают, что не готовы откладывать деньги не пенсию. При этом 68% респондентов отметили, что они не будут получать достаточной пенсии для обеспечения достойного уровня жизни. Этим и объясняется столь высокое место права на социальное обеспечение в иерархии конституционных прав человека.
Третье место с 58,3% принадлежит праву на жилье. В Украине сейчас строят много, проблем приобрести жилье как таковых нет. Но при одном, самом существенном условии: если у тебя есть соответствующие деньги. Статистика же печальна: для того чтобы купить всего лишь однокомнатную квартиру, семье придется копить от 6 до 23 лет. При этом уровень зарплаты должен быть выше «средней». Вдобавок сегодня 12% украинцев считают, что они не имеют достаточно денег на еду. Понятно, что в таких условиях о приобретении жилья речи идти не может. Надо отметить, что и государство не предпринимает каких-либо серьезных системных мер для того, чтобы действительно гарантировать соблюдение конституционного права украинцев на жилье.
На четвертом месте по важности для украинцев находится право на образование (57,2%). Примечательно, что новейших социологических исследований, посвященных качеству украинского образования, вообще нет. По нерепрезентативным данным опроса в ходе телепередачи, довольны уровнем образования в школах Украины только 30% зрителей.
Большинство украинцев понимают важность образования для построения успешной карьеры и достижения высокого уровня качества жизни. Обращает на себя внимание, что, несмотря на широкую представленность проблематики образования в украинском общественно-политическом дискурсе, ее социологические исследования (по известным нам данным) проводились последний раз лишь в 2011 году.
К числу важнейших прав человека его относят лишь 56% опрошенных. Как я полагаю, это говорит как об определенной успешности судебной реформы и реформы правоохранительных органов, так и о том, что сферу суда и всего, связанного с ней, большинство украинцев не считают тем, что непосредственно затрагивает их интересы.
Думаю, необходимо отметить и такой двусмысленный, в плане интерпретации, факт, что 58% опрошенных украинцев никогда не пробовали защищать свои права. В силу чего это происходит: то ли в силу отсутствия серьезного их нарушения, то ли в силу неверия в наличие реальных возможностей защитить свои права — непонятно.
В завершение, в определенной мере повторяясь, подчеркну: приступая к конституционной реформе, выработке нового общественного договора или в целом работая в законодательном процессе, украинским политикам и нашему гражданскому обществу было бы весьма полезным ознакомиться с результатами социологических исследований по всем связанным с этим вопросам.
Как избежать манипулятивного референдумаСейчас же таких исследований просто нет, как и соответствующих серьезных аналитических и прогностических исследований.
Еще хочется высказать такое предположение: для Украины сейчас важно не законодательное закрепление тех или иных прав человека, а построение реально работающей системы гарантий их соблюдения со стороны всех субъектов: власти, бизнеса, общества, других людей. Причем такой системы, которая бы включала не только нормативные положения, развивающие ту или иную конституционную норму, но и конкретные организационные, распорядительные мероприятия, предусматривала бы на обеспечение таких гарантий необходимый объем средств. Причем вся эта система, а также положения, лежащие в ее основе, должна не просто быть созданной, а известной любому гражданину нашей страны.
Екатерина Одарченко, основатель SIC Group Ukraine, политтехнолог, специально для «Политеки»