Шпионские игры: Зачем Лукашенко берет в заложники украинцев
Однако для украинцев эта страна прежде всего ассоциируется с местом проведения Минских переговоров.
Хотя такой формат диалога не показал результативности, однако на сегодняшний день, как утверждают на Банковой, это единственный вариант мирного урегулирования конфликта на Донбассе.
Несмотря на такую роль, бацька Лукашенко проявляет откровенно не мирное отношение к украинцам.
Напомним, 4 августа в Беларуси исчез 19-летний сын офицера Госпогранслужбы Украины Игоря Гриба. Позже стало известно, что юношу, Павла Гриба, похитили российские спецслужбы и перевезли в следственный изолятор Краснодара.
В конце октября в Минске задержали еще одного гражданина Украины спецкора «UA: Украинское Радио» Павла Шаройко. Мужчину обвинили в «шпионаже».
В частности, в эфире белорусского телеканала ОТН показали видео его допроса. На записи журналист сообщил, что в Беларуси работал «под прикрытием». В частности, утверждал, что контактировал с советником посольства Украины в Минске Игорем Скворцовым, которого КГБ назвало куратором.
А в ГУР Минобороны Украины заявили, что информация о том, что Павел Шаройко занимался созданием агентурной сети в Беларуси, не соответствует действительности.
«Шаройко проходил службу в ГУР МО Украины на должности начальника пресс-службы. В 2009 году был уволен с военной службы по состоянию здоровья», – заявили в ведомстве.
Кроме того, в шпионскую компанию буквально на днях зачислили еще одного нашего соотечественника. Белорусские спецслужбы задержали руководителя предприятия ПАО «Завод утяжелителей» (г. Константиновка) Александра Скибу.
Об этом говорится в письме на имя посла Украины в Беларуси Игоря Кизимы от 16 ноября.
Известно, что бизнесмен приехал в командировку на «Минский тракторный завод» и не вернулся на родину. При этом представители КГБ Беларуси не сообщили о причинах задержания.
По словам украинского правозащитника Павла Лиснянского, похищение граждан Украины превратилось в системную проблему.
«У власти нет единства в вопросе защиты прав задержанных граждан, — рассказывает он. — Для политиков в приоритете амбиции, а не интересы людей. Сейчас есть факт нарушения прав украинцев на территории Беларуси. Это значит, что должны поднимать этот вопрос в ЕС. В частности, требовать возобновить санкции против Лукашенко и его окружения. Однозначно, это дело имеет политический характер. Просто так украинцев не отпустят. Да и в геополитическом плане у нас со многими странами конфликты. Поэтому происходят периодические обвинения Киева в шпионаже с целью дискредитации на международной арене. На сегодняшний день есть ряд примеров, когда задерживают украинцев в Крыму, России, Белоруссии, в так называемых ДНР, ЛНР. Эта проблема переросла в систему, но со стороны власти системных решений не увидели. Нужно развивать международное правозащитное движение, чтобы мгновенно реагировать на незаконные задержания. Одной дипломатии мало».
Эксперт убежден, что для освобождения украинцев важно проводить международные адвокационные кампании, где действует четкий алгоритм.
«Как только появляется информация, что нашего человека похитили, должен происходить мгновенный мониторинг мест лишения свободы, — рассказывает правозащитник. — Такую информацию можно получить через родных, заключенных. Они все между собой общаются. Следующий шаг – массовые протесты на всех уровнях. Важно также договариваться, чтобы международные группы правозащитников могли мигом посещать ту или иную страну для мониторинга и ведения переговоров относительно освобождения людей. Если в Беларуси такую группу правозащитников задержат, то страна себя на международной арене просто закопает. На всех наручников не хватит. Поэтому нужно не из Киева возмущаться, а ехать туда и разговаривать с глазу на глаз. По-другому людей не спасти, годами будут сидеть в тюрьмах. Опыт показывает, что если человека ежедневно посещает его адвокат, то руководство тюрьмы боится применять против него пытки. Это на психологическом уровне влияет – понимание, что за пленником следят, что он в центре внимания».
Путин в пролете: как Европа укрепляет оборонуНа фоне всех этих громких шпионских сенсаций масла в огонь подливают еще и международные интриги бацька и его свиты.
Несмотря на то, что европейские лидеры периодически критикуют Лукашенко, называя всесторонне зависимым от воли России, его все же пригласили еще месяц назад на 5-й саммит «Восточного партнерства», который состоится 24 ноября в Брюсселе. Однако до сих пор доподлинно не известно, кто же возглавит белорусскую делегацию. Ведь есть все основания считать, что Лукашенко отменит этот визит.
Напомним, что на предыдущих саммитах белорусскую сторону представляли отдельные чиновники разного ранга. Поскольку против Лукашенко и ряда других влиятельных функционеров ЕС применил санкции в связи с нарушением прав человека в этой стране.
Однако в феврале 2016 года с Лукашенко сняли визовые ограничения. Благодаря чему он отправился в Италию и Ватикан. К тому же его уже не называют «диктатором», а предлагают пользоваться более достойным званием — «гарантом региональной стабильности». Очевидно, за шпагатную позицию в украино-российском конфликте.
По мнению эксперта по вопросам внешней и безопасностной политики Александра Хары, миролюбие режима Лукашенко – это капкан, хотя такую идею и пропагандирует украинская власть.
«С точки зрения внутренней политики Беларусь – авторитарное государство, – убежден эксперт. — Все авторитарные режимы действуют как братья-близнецы. В этом смысле между Лукашенко и Путиным нет большого отличия. Единственная разница — в размере ресурсов. Кроме того, Минск является военно-политическим союзником РФ. Одинаково видят внешний мир. НАТО рассматривают как угрозу. В ЕС также не желают вступать. Также неприемлемо для них такое понятие, как соблюдение прав человека. Напомню, Беларусь была одной из 11 стран, которые голосовали против территориальной целостности Украины на Генассамблее ООН в 2014 году. Очевидно, что интересы режима противоречат интересам украинского общества».
Беларусь до недавнего времени находилась в политической изоляции. Ее победой было то, что перетянула на себя переговорную площадку в украино-российском конфликте. Это позволило создать определенную иллюзию как в Украине, так и на Западе, что посредством общения с Лукашенко можно уменьшить скорость поглощения этой страны Россией.
«После выборов в Беларуси 2016-го года в Европе произошла либерализация отношения, – рассказывает Хара. – Выпустили незаконно удерживаемых белорусских политических активистов. Правда, с них судимость не сняли. Также Лукашенко предоставил возможность двум оппозиционным депутатам попасть в парламент. Взамен Запад снял санкции с Лукашенко, уже его «последним диктатором» не называют. Почему эта оттепель наступила? Беларусь зависима от России в экономическом смысле. После Революции достоинства в Украине Москва начала сокращать эти ресурсы, пыталась больше контролировать экономику Беларуси. Цель – ускорить процесс интеграции страны в Россию, лишения ее какой-либо субъектности. Это стало угрозой для существования режима Лукашенко. Поэтому и решил балансировать между Россией и Западом. В его же интересах было поехать на «Саммит восточного партнерства». Хоть это и будет раздражать Москву, которая, однако, может как шантажировать, так и дать дополнительный пряник для Лукашенко в виде субсидий или списания долгов».
Дипломат не соглашается, что современную Беларусь стоит называть «гарантом региональной стабильности». Ведь известно, что в этом году Лукашенко разрешил проводить на своей территории российские военные учения, которые непосредственно угрожают безопасности Польши и странам Балтийского региона.
Учитывая это, убежден он, Беларусь является площадкой для ведения подрывной деятельности в Украине, в частности — активности спецслужб в отношении украинских граждан.
«Наиболее наглым является задержание Гриба, которого сперва выманили в Беларусь, незаконно там задержали, а потом еще и незаконно перевезли в РФ, – рассказывает Хара. — Разницы между КГБ и ФСБ нет. Поэтому рассчитывать, что Лукашенко не даст использовать свою территорию для военной агрессии против Украины – глупости. Если происходят такие вещи, как обвинения граждан Украины в шпионаже, значит, что-то происходит не так. Да и высылка украинского дипломата – крайний шаг. Всегда лучше знать, кто является представителем спецслужб, и за ним следить, чем ожидать, что приедет кто-то новый, тратить ресурсы для слежки. Очевидно, причина таких крайних действий – попытка Украины отстаивать свои интересы различными способами. Это не нравится друзьям в Москве. Все эти задержания, вероятнее всего, были спланированы и скоординированы в Кремле. Беларусь вряд ли решилась бы на подобное обострение».
Побег Плотницкого в РФ: кто на самом деле заказал переворот в «ЛНР»Ряд экспертов убеждены, что подобные шпионские игры – это еще и повод для завершения «минского формата», поиск других путей влияния на развитие украино-российского конфликта.
«Нельзя было на территории союзника России создавать такую площадку, как Минские переговоры, – уверен Хара. – Можно было бы это организовать на территории Литвы или Эстонии. А так Москва использует ситуацию для затягивания времени».
Дипломат добавляет, что Украина во всей этой ситуации может задействовать политические и дипломатические рычаги воздействия. В частности, зафиксировать, что у нас не все в порядке в отношениях с соседом. Тогда Порошенко придется признать, что его позиция относительно миролюбия Беларуси была ошибочной. Вряд ли на это пойдет.
Кроме того, дипломатическим сигналом может быть вручение послу Беларуси демарша, ограничение его публичной деятельности в Украине. Также логично усилить военное присутствие на украино-белорусской границе и ограничить доступ к украинским рынкам, что больно ударит по Лукашенко.
Следует отметить, что пока президент Беларуси чувствует себя достаточно комфортно: санкции Запада сняты, из Киева особого протеста не слышно, да и Россия довольна выполнением спецзаданий. Единственные, кому точно не «комфортно» — так это заключенные украинцы, судьбу которых теперь невозможно предсказать.
Романия Горбач