Новый Избирательный кодекс: панацея, полудемократия или пространство для коррупции?
Главные изменения касаются выборов народных депутатов. Документ предлагает отменить мажоритарку и выбирать нардепов по пропорциональной системе с открытыми списками. Если сейчас руководитель партии решает, кого из кандидатов записать в проходную часть списка и завести в сессионный зал, то по новому избирательному законодательству это будут решать избиратели, которые будут голосовать не только за конкретную партию, но и за кандидатов из ее списка. Проходной барьер для партий предлагают с нынешних 5% уменьшить до 4%.
Politeka узнала у народных депутатов, как они оценивают принятые в первом чтении изменения избирательного законодательства Украины и есть ли шанс довести дело до конца, и принять соответствующий Избирательный кодекс во втором чтении.
Александр Черненко, народный депутат фракции «Блок Петра Порошенко»:
— Проект Избирательного кодекса, который приняли в первом чтении, не новый. Его подготовили еще в 2010 году. С тех пор несколько раз осовременивали.
Избирательный кодекс предлагает ввести систему региональных открытых списков. То есть Украина будет поделена на 27 избирательных регионов. В каждом из них партии будут выдвигать свои списки. Избиратель обязательно должен будет голосовать за партию и уже по собственному желанию — за какого-либо из кандидатов, которых выдвинет партия в региональном списке. Таким образом, избиратели сами будут рейтинговать кандидатов, и лидеры партий не смогут влиять на их места в списках.
Проект Избирательного кодекса совершенствовали очень быстро, и некоторые моменты выпали, но они не критичны. Их можно подправить ко второму чтению. Например, документ действительно предлагает абсолютно новую систему местных выборов. Сейчас в Украине постоянно проходят довыборы старост или в объединенные громады. Будет несправедливо, если с принятием этого кодекса довыборы сразу будут проходить по новой системе. Поэтому в переходных положениях пропишем, что новая избирательная система заработает уже после следующих очередных выборов. А все довыборы будут проводиться по старой системе. Здесь проблем нет.
Удастся ли принять Избирательный кодекс на этой сессии, будет зависеть от ситуации в парламенте. Сейчас есть две недели для внесения поправок. Их будет больше тысячи. Поэтому еще как минимум две недели потребуется для их проработки.
В декабре две пленарные недели, а еще нужно рассмотреть госбюджет на 2018 год. Поэтому, возможно, вопрос Избирательного кодекса придется перенести на следующую сессию. Как бы то ни было, но думаю, что примем его во втором чтении.
Олег Петренко, внефракционный народный депутат:
— Принятый в первом чтении Избирательный кодекс несовершенен. Нужно многое изменить, поэтому обязательно буду пользоваться своим правом законодательной инициативы между первым и вторым чтением.
Однако даже в теперешнем виде – это огромный шаг вперед. Из избирательного законодательства нужно убрать чистую мажоритарку, которая сегодня дает половину парламента по абсолютно коррупционными технологиями.
Во втором чтении будет крайне сложно проголосовать за соответствующий проект Избирательного кодекса. Кое-кто сейчас проголосовал просто, чтобы проголосовать. Например, из-за давления улицы, ведь это одно из требований акции, которая проходит под Верховной Радой. Голосовали по логике, что сейчас в первом чтении отдадим свой голос, а потом будет видно.
Неизвестно, когда это второе чтение будет. Если не включать этот вопрос в повестку дня, то и не будет вообще. Сейчас, возможно, будем наблюдать ситуацию, когда поправки месяцами будут рассматривать, комитеты не будут собираться. Поэтому решающее значение для принятия Избирательного кодекса во втором чтении будет иметь давление улицы и народа.
Иван Винник, народный депутат фракции «Блок Петра Порошенко»:
— Украинский народ привык, что в каждом округе есть мажоритарный депутат, к которому они обращаются по широкому кругу вопросов. С принятием Избирательного кодекса ситуация может сложиться так, что не от всех районов Украины будут делегированы представители во власть.
Например, согласно предложенному кодексу, от Херсонской области, которая относительно других регионов не является густонаселенной, будет только четыре депутата в парламенте. Да и то при условии, что в рейтинге политической силы они наберут соответствующее количество голосов. К чему это может привести в приграничном регионе, не стоит и говорить.
Везде в развитых странах мира существует два типа депутатов: одни работают как кандидаты от политических партий, остальные – депутаты от местности, регионов. В некоторых странах они работают в разных палатах, в некоторых – в одном парламенте. Но, во всяком случае, имеют эквивалентные тождественные права по принятию изменений в законодательство, которое влияет на жизнь каждого гражданина. Этот Избирательный кодекс в определенной степени предлагает лишить граждан Украины возможности иметь своего кандидата.
Украина пока к таким изменениям в избирательном законодательстве не готова. Все так красиво рассказывают об Избирательном кодексе. Утверждают, что это панацея для Украины. Однако, если спросить, что же внутри, многие не знают.
На самом же деле, внутри находится то, что перед каждыми выборами семье нужно будет взять брошюрки с биографиями, достижениями и рекламой кандидатов от каждой политической силы, прочитать их и определиться, за кого будут голосовать. В Украине сейчас около 200 партий. У каждой будет около 150 кандидатов. Реально ли это будет сделать?
Вообще, считаю, что изменение избирательных принципов украинского парламента – это вопрос народа Украины, а не парламента. Возможно, через реализацию Всенародного референдума.
Игорь Луценко, народный депутат фракции «Батькивщина»:
— Избирательный кодекс дает возможность перейти к полуоткрытым спискам. Перед выборами будет сформировано 27 региональных списков по всей Украине.
При этом будет сохраняться определенная привязанность к месту. Народ будет иметь возможность на пропорциональной основе голосовать за кандидатов.
Конечно, в принятом кодексе есть и много плохого. К сожалению, у политических сил все еще будет оставаться возможность манипулировать в верхней части своих списков.
Пять первых мест будет формировать партия. Это недостаточно демократично. Можем менять цифры. Требовать, чтобы оставили только одно место.
Однако, это также стимул к коррупции. Меньший, чем сейчас, но все же остается.
Ольга Головка