Выбор в пользу реформ: как Япония и Аргентина расправляются с популистами
Исход досрочных парламентских выборов в Японии серьезно повлияет на международную обстановку, в первую очередь, в Восточной Азии.
Братские разборки: новый президент Киргизии и конфликт с КазахстаномНо последствия не ограничатся этим регионом. Слишком большая в экономическом и финансовом отношении страна собирается кардинально менять свою внутреннюю и внешнюю политику, а также военную стратегию.
На выборах в латиноамериканской Аргентине коалиция, которая поддерживает президента Маурисио Макри, выиграла парламентские выборы, что означает продолжение курса либеральных реформ.
Игра на опережение
Премьер-министр и лидер Либерально-демократической партии (ЛДП) Синдзо Абэ серьезно рисковал, распуская в сентябре парламент. Опасность была в том, что представительство его партии могло уменьшиться, соответственно уменьшалась бы и перспектива остаться во главе партии на третий срок в 2018 году.
У оппозиции была возможность повторить свой успех 1993-1994 гг., когда оппозиционный блок победил на выборах и прервал многолетнее доминирование ЛДП в японской политической жизни. Но тогда триумф был недолгим: из-за внутренних противоречий блок распался, и либерал-демократы вернулись к власти.
Роспуск парламента для ЛДП и ее лидера премьера Синдзо Абэ был рискованным еще и потому, что летом страну сотрясали коррупционные скандалы. Оппозиция критиковала премьера за покровительство двум бизнесменам — фигурантам антикоррупционных разбирательств.
После коррупционной бури, рейтинги правительства выросли всего до 45-50%. Опыт проведения досрочных выборов в других странах показывает, что часто лидеры переоценивают свои силы. Так было с французским президентом де Голлем в 1960-х гг. и с британским премьером Терезой Мэй в июне текущего года.
Неприятным сигналом для Абэ послужила ошеломительная победа оппозиционной партии «Токийцы — прежде всего» на выборах в столичный парламент. Лидер этой городской партии Юрико Коикэ в прошлом году с успехом была избрана губернатором Токио.
Факт победы оппозиции на региональных выборах для Японии не стал новостью. Кроме Токио, так было и в ряде крупных городов, в частности, в Осаке, Нагое, Иокогаме. Было совершенно очевидно, что Юрико Коикэ, внеся интригу в выборы, постарается трансформировать свою победу в столице на общенациональный уровень.
Но для Юрико Коикэ задача оказалась невыполнимой.
Несмотря на сложности, у ЛДП были и козыри, которые можно было использовать в предвыборной кампании. Прежде всего, это впечатляющий рост экономики: последние шесть кварталов ВВП растет на 4% в годовом исчислении. Последний раз такое было более десяти лет назад.
Триумф популистов в Чехии: станет ли Прага новым другом Кремля?Японский бизнес вновь отвоевывает свои позиции в мировой экономике. Перед этим были почти два десятилетия потерь — начало 1990-х и 2009-2012 гг. На тот период пришлась победа оппозиции. Абэ не преминул сослаться на это в своей предвыборной риторике, назвав это время периодом неразберихи и хаоса.
Еще один фактор — внешний. После полетов северокорейских ракет над южными островами Японии, многие граждане испытывают если не страх, то сильное беспокойство. Отсюда очевидная консолидация с целью как-то ответить на внешнюю угрозу. С точки зрения обывателя, премьер Абэ вполне может справиться со сложной задачей.
Третий фактор — японская оппозиция переживает не лучшие времена. Демократическая партия (ДП), которая до недавнего времени была ведущей оппозиционной силой, потерпела сокрушительное поражение на парламентских выборах в 2012 году и до сих пор не оправилась. За пять лет сменились четыре лидера, и рейтинг упал до 7-8%.
Не успела в партии решиться проблема с новым лидером, как Демократическую партию покинуло несколько крупных политиков. Они примкнули к Партии надежды Юрико Коикэ,
За изменение 9 статьи
Прошедшие выборы в японский парламент стали первыми, на которых голосовали 18- и 19-летние. Это оказалось возможным после избирательной реформы 2015 года.
Насчитывается около 2 млн представителей молодого электората. В сложной японской избирательной системе вливание в электоральный корпус такого количества избирателей могло изменить распределение мест в парламенте.
Тем не менее, среди проголосовавших 60% японцев большинство – люди старшего возраста. Так что именно они решили как распределятся места.
В итоге ЛДП и премьер Абэ добились успеха. Как писала газета The Washington Post, партия получит от 253 до 300 мандатов, а ее союзник — партия Koмейто — 26-37 мест из 465. Этого хватит для квалифицированного большинства в Палате представителей.
Такой успех позволяет Абэ начать процесс пересмотра нынешней конституции от 1947 года. А именно 9 статьи. В ее тексте говорится, что «…японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели (отказа от войны, – ред.)… никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».
Подразумевалось, что армии разрешено действовать исключительно в целях самообороны. Так получилось, что практически все партии в новом японском парламенте могут поддержать изменения в конституции. Тем не менее, Абэ обещал, что этот вопрос будет решаться на референдуме. В нынешней обстановке не сложно догадаться какими будут результаты. И благодарить за это следует, прежде всего, северокорейского лидера Ким Чен Ына.
Пересмотр 9 статьи японской конституции принципиально меняет ситуацию на Дальнем Востоке и Восточной Азии.
Япония будет создавать новую профессиональную армию с полной номенклатурой современного вооружения. Учитывая экономический и промышленный потенциал государства, это будет национальное производство и разработка всех видов оружия.
К такой перспективе враждебно относятся не только в Пекине или Москве. Не рады также в Сеуле и Вашингтоне, но сделать уже ничего не могут.
Однако Китай должен был раньше учитывать такую перспективу и оказывать большее влияние на своего северокорейского «клиента». Теперь в регионе появится сильный в экономическом и военном отношении игрок, что усугубит и без того напряженную ситуацию.
Аргентина продолжит реформы
На выборах обновился состав половины нижней Палаты депутатов и треть верхней палаты Сената аргентинского парламента. Успеха добилась коалиция Cambiemos (Давайте изменим), которую возглавляет действующий президент Маурисио Макри. Его коалиция получит 107 из 257 мест в Палате депутатов. То есть ее представительство увеличилось на 21 мандат. В Сенате коалиция получит 24 места, то есть она выиграла еще 9 мандатов.
Выигрыш позволяет президенту Макри продолжить курс реформ. Среди них изменение налоговой системы (уменьшение фискальной нагрузки), а также сокращение государственных расходов (а с ними и социальных выплат).
Как отметил президент, в Аргентине «две проблемы: люди, у которых нет работы, и практически половина аргентинцев, которые работают незаконно».
После правления левого президента Кристины Киршнер проводить реформы будет очень непросто. Многие привыкли к дармовым выплатам и сопротивляются изменениям. Их ничему не научили годы экономического кризиса и безудержной инфляции, в основе которой лежали огромные расходы государственного бюджета, в том числе и на социальную помощь.
Первые годы правления Макри потратил на борьбу с такими настроениями, и, кажется, добился промежуточного успеха. Его курс реформ получил поддержку, хотя и не безусловную. Оппонент действующей власти — бывший президент Кристина Киршнер, хоть и с трудом, но пробилась в Сенат.
Для нее это важно, так как тем самым получена депутатская неприкосновенность, которая может пригодиться в связи с ведущимися против нее расследованиями. Ей предъявляются обвинения в «измене родине» и «укрывательстве».
Бывший прокурор Альберто Нисман расследовал дело о взрыве еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе в 1994 году. Он обвинил Кристину Киршнер и бывшего министра иностранных дел Эктора Тимермана в сговоре с целью «обеспечить безнаказанность» иранцев, которых Аргентина считает причастными ко взрыву. Позднее прокурор был найден мертвым в своей квартире.
Европейский выбор: поворот Австрии вправо и вызов для МеркельВ феврале бывшего президента Аргентины вызвали на допрос по делу об отмывании денег. Три года назад произошел крупный коррупционный скандал, в центре которого оказалась Кристина Киршнер.
Несмотря на получение ею места в Сенате, Верховный суд Аргентины одобрил продолжение расследования против бывшего президента, что может помешать ее возвращению в большую политику.
После победы партии Макри внешняя политика Аргентины не претерпит серьезных изменений. Курс на сотрудничество с США и ЕС останется неизменным.
Зато результаты выборов нанесли удар по левым правителям в Венесуэле, Боливии и Никарагуа. Ничего хорошего не светит и Кубе.
В то же время правительство Макри категорически против любой формы военного вмешательства США в дела государств региона. Время интервенций прошло, и Буэнос-Айрес будет твердо стоять на этом.
В целом, выборы в Аргентине закрепили тренд правого сдвига в Латинской Америке. Бразилия, теперь Аргентина, а до этого Чили и Колумбия наглядно показывают девальвацию и дискредитацию левых идей и партий.
В Европе поднимается волна популизма, а в других частях света она идет на убыль. Вот такие качели.
Юрий Райхель