Политика на крови: кто виноват в одесской трагедии

Читати українською
pozhar-odessa-1200×900

Стоит заметить, что в этом учреждении находились дети из малообеспеченных семей, победители конкурсов и олимпиад, дети участников АТО и переселенцев.

В мае после масштабной реконструкции лагерь с помпой открыли для посетителей. Вместо старых деревянных домов построили новые корпуса-срубы. На ремонт из местного бюджета потратили около 60 млн грн.

Протестный градус растет: чего ждать осенью

В церемонии открытия (как неоднократно отмечалось) одного из самых современных детских лагерей приняли участие президент Украины Петр Порошенко и мэр Одессы Геннадий Труханов.

 

Помещение загорелось около полуночи. Дети в это время были в комнатах. После эвакуации стало понятно, что трое из них исчезли. Всего в комплексе находилось 150 детей.

По словам спасателей, несмотря на то что на территории лагеря были гидранты, пожарные водоемы, пожарный рукав пришлось тянуть к гидранту, который находится почти в полукилометре от корпуса.

При этом одесский мэр уверяет, что информация о неисправности гидрантов – ложная.

Также есть еще один вопрос без ответа: почему не сработала сигнализация? По данным ГСЧС в Одесской области, во время трагедии она была просто отключена.

Генпрокурор Юрий Луценко в разговоре с журналистами пояснил, что в событиях в Одессе не стоит искать политику.

«Кто открывал или даже кто финансировал — не так важно… – заявил он. — Здесь должно быть законом установленное должностное лицо. Директора уже задержали, он будет отвечать первым. Следствие будет устанавливать, не было ли других лиц, которые не обеспечили противопожарные меры. Во всяком случае, эта трагедия вообще требует переосмысления правил противопожарной безопасности».

На сегодняшний день полиция задержала директора лагеря Петроса Саркисяна по подозрению в нарушении правил пожарной безопасности. Он находится в больнице под охраной.

Также подозрение объявили человеку, который отвечает за пожарную безопасность в лагере. Суд должен избрать им меру пресечения.

По факту трагедии возбудили уголовное производство. Виновники трагедии могут сесть за решетку на восемь лет.

Кирилл Сазонов, политолог:

— Порошенко не выразил соболезнования родственникам погибших. Это, по меньшей мере, странно. Поскольку все хоть как-то отреагировали. Кое-кто из политиков начал спекулировать на трагедии, кто-то воздержался, что более разумно.

Скорее всего, молчание президента – это халатность его пресс-службы. Вряд ли здесь можно найти какие-то тайные смыслы. Следовательно, ошибка клерков может обернуться для президента имиджевыми потерями.

Ответственность понесут, по всей видимости, непосредственные виновники. В частности, работники ГСЧС, директор лагеря, художественный руководитель и др. Однако не думаю, что наказание дойдет до уровня мэра, губернатора или выше. Ведь все решения принимались людьми низшего ранга, имеются их подписи на соответствующих документах. Вероятнее всего, дело ограничится их наказанием. Не больше.

Все это возмутило людей. Некоторые политики хотят из этого какие-то плюсы себе выдавить. Но вряд трагедия спровоцирует протестные движения. Это было бы очень цинично – спекулировать на таких вещах. Да и что в Одессе можно организовать против Труханова? Очень мало. Поэтому особых политических последствий у этой истории не будет.

Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр»:

— Тот факт, что Порошенко побывал на открытии этого детского лагеря, никак не связан с трагедией, которая случилась. Это объективность. Другое дело – президент не хочет показывать местным элитам, что стоит на стороне населения или на стороне закона. Вероятно, что дело спустят на тормозах. Выплатят пострадавшим материальную компенсацию.

Больше всего общественность возмутило понимание, что виновников не накажут. Речь идет об ужасном политическом прикрытии низших по рангу региональных чиновников, которые занимаются коррупцией или которые совершили служебное преступление. Это пугает людей. Порошенко, как лидер, должен был публично высказать свою позицию и требовать строгого наказания для всех виновных. Тогда это воспринялось бы обществом.

Уволят Труханова или нет – неизвестно. Ведь существуют процедуры следствия. Все, кто брал взятки, должны получить по заслугам. Пусть это будет какой-то маленький начальник, но свои 10 лет должен получить. Все эти помощники Труханова, пожарные, чиновники, которые принимают фальшивые акты в авиации, на железной дороге и тому подобное – все должны знать, что завтра с ними будет так же.

Президент должен показать пример ответственности. Но он этого не делает. Почему? Причина одна. Это своеобразный обмен. Снятие с чиновников ответственности за коррупцию и низкий уровень управления даст взамен возможность рассчитывать на политическую лояльность. Если он сегодня накажет одесского чиновника, то завтра остальные скажут – что скоро и до нас доберутся?


Люди понимают свое бессилие перед малой и большой бедой. И одесский кошмар – этому подтверждение. Такие события могут быть поводом для более глобальных изменений. Посмотрите на Саакашвили. За ним нет политической силы. Но он – повод, благодаря которому общественность, оппозиция, СМИ выражают свое недовольство властью. Так же и здесь. На сегодняшний день уровень недовольства властью высок. Люди устали от  ничегонеделанья. Поэтому для Порошенко это прекрасная возможность очистить всю Одесскую область. На глазах всей страны. По крайней мере, чтобы чиновники его боялись.


Все можно изменить. Ведь рыба гниет с головы. Стоит только показать пример честности и справедливости одному министру, генералу, полковнику милиции или чиновнику в АП, как остальные тут же будет сворачивать уровень цинизма.

Андрей Еременко, социолог, политический эксперт:

— С формальной точки зрения, все происходит так, как должно быть: арестовали директора лагеря, отстранили чиновников, ведется следствие. Однако есть интересные моменты. Первый – учреждение, которое сгорело, было муниципальным. У нас же децентрализация, серьезные бюджеты, поэтому вся ответственность – на мэрии Одессы.

Второе – этот лагерь когда-то открывал президент. Поэтому вопрос: почему, если уж приглашаете главу государства, не сделали нормально? Это свидетельствует о больших проблемах именно в Одессе. Вряд ли кто-то из АП контролировал закупку материалов для ремонтных работ в лагере. Президент не контролирует пожарную безопасность. Однако на его репутацию эта трагедия повлияет, хоть и не сильно.

Порошенко все же следовало выразить сочувствие. Но посмотрим, сколько у нас детей гибнет на воде, детских площадках и т. п. Это десятки ежегодно. Не может глава государства всем персонально выражать сочувствие. Это не совсем сфера его работы. Кроме того, какой политик хочет постоянно создавать вокруг себя негативный ореол?

Случившееся в Одессе — это, прежде всего, серьезная проблема, которую президенту создала местная администрация. Поэтому политическая ответственность для мэра точно будет.

Уже видим столкновения под мэрией. Хоть в Одессе схватки – это нетипичная штука. Там высокий протестный уровень, но после событий 2 мая все испугались силовых методов. Все стараются решать мирно.


Центральные органы власти могут повлиять на Труханова. Кто последний подписывал платежные поручения, акты приема-передачи имущества, выполненные работы, кто ответственен за уровень давления в гидрантах? Если такие вопросы начнут задавать в большом количестве, то этого будет достаточно, чтобы отстранить от обязанностей даже городского главу. Хотя бы на время следствия.


Отставить Труханова глава государства не может, а вот открыть уголовное дело по факту – может. Другой вопрос – будет ли?

У нас — коррумпированная система, которая строилась 20 лет и которую сейчас очень неохотно разбирают. Подобные трагедии могут случиться в любом городе. Так работает эта система.

Во Львове была проблема с мусором. В Одессе – с гидрантами. Там, в принципе, давление недостаточное во всех пожарных гидрантах. Об этой проблеме мы узнали только после трагедии, как и о львовском мусоре – после смерти людей на свалке. Таких вопросов по Украине полно в каждом городе. Где будет следующая трагедия – не знает никто.

В случае с Садовым реакция власти была жестче. Ведь Труханов не является конкурентом Порошенко. Он вообще не претендует на какие-то лавры. Во-вторых, в истории с мусором не был задействован президент. В-третьих, можно, конечно, сместить Труханова. Но кто его заменит? Ответ – Кивалов с его морской партией. Кому это нужно? Никому. Итак, здесь возможны два сценария развития событий. Первый – все забудут по-тихому, но во всех учреждениях проведены проверки, доведут до ума ту же противопожарную систему в Одессе. Второй вариант – просто забудут.

Романия Горбач


Телетайп: есть ли жизнь после «нормандского формата»?

Телетайп: синопсис четвертого сезона прямоэфирного сериала «слуга народа»

Телетайп: рейтинг власти падает, срочно пора политически взрослеть

Телетайп: наесться политики до заворота мозгов

Телетайп: теория воздухоплавания применительно к украинской политике

Телетайп: о властелине судеб Владимире Вятровиче и кнопочке на темечке

Телетайп: «бывших» с их схемами надо наказывать, а не наследовать!

Телетайп: баланс между США и Китаем — ключ к реальному миру на Донбассе

Телетайп: непридуманные сюжеты для продолжения сериала «Слуга народа»

Телетайп: индульгенция Зеленскому, ренегат Порошенко и Портнов как профессор юридического беспредела

Телетайп: «Слуга народа» нависает над страной, как когда-то КПСС

Телетайп: смотрины Зеленского в Европе, «непонятки» в Минске и «ударные» метания Кличко

Телетайп: вслед за ситуационной комнатой Порошенко может умыкнуть и киевское ПВО?

Телетайп: экипаж яхты «беда» набран и готов к кругосветной регате?

Телетайп: президент Зеленский в приймах у олигархической системы

9 мая: история против истерии

Цена 9 мая — вечная военная травма

Парад цинизма: как день скорби превратили в праздник

Телетайп: связка «Порошенко-Путин» против президента Зеленского?

Показать еще