Мясной фарс: кто и почему спекулирует на ценах
В действительности же имеем далекую от европейских стандартов «финансовой стабильности и прогнозируемости» ситуацию.
Седьмая сессия Верховной Рады: какой будет осень реформВсе с точностью до наоборот. Принцип монополизации и зарегулированности отечественной экономики за последние три года никуда не делся. Учитывая реформаторскую политику правительства, можно утверждать, что он лишь укрепился. В частности, усилились позиции ключевых промышленно-финансовых групп.
Дорога возможностей для избранных
О том, что среднему и малому бизнесу в Украине туго, свидетельствуют не только драконовские налоговые тиски, которые крепко их держат, но и неслыханный рост цен на большинство потребительских товаров. Последний факт, очевидно, на руку крупному бизнесу, который благодаря такой ценовой политике получает сверхприбыли. В этом рядовой украинец может убедиться по толщине своего кошелька. Достаточно только посмотреть, как не по дням, а по часам меняются цены на прилавках магазинов.
По подсчетам экспертов, только за последние десять дней августа подорожали 60% продуктов социальной корзины.
Свинина впервые за длительный период времени уверенно преодолела отметку в 100 грн. По данным Госстата, ее средняя цена по стране составляет уже 101,4 грн. за килограмм.
На втором месте — сало и яйца, цена на которые выросла на 1,7 грн. Так, сало стоит 51,4 грн за кг, а куриные яйца – 16,8 грн за десяток. На сегодняшний день средняя цена говядины составляет 108 грн.
Цены как в Европе, а жизнь как в Украине
Если в начале года средние цены в Украине были немного ниже, чем в других странах Восточной Европы, то уже с лета мониторинг цен в гипер- и супермаркетах показывает, что они не отличаются от стоимости продуктов в Польше, Венгрии или странах Балтии.
При этом средняя зарплата у украинцев вовсе не дотягивает до европейской. Более того, ООН сообщает, что около 60% украинцев находятся за чертой бедности. Западные специалисты подсчитали, что ВВП из расчета на одного человека упал за последние три года на 31,9%.
Таким образом, кому «радикальные реформы», а кому – зубы на полку. Если не простые украинцы, то большой бизнес облегчение точно почувствовал. Для него реформы оказались как никогда в плюс. Ведь правительство за последний год сделало все возможное для усиления его роли, снимая все барьеры на потребительском рынке.
В 2017 году впервые начали выплачивать специальную бюджетную дотацию на сельское хозяйство. Ее ввели в конце 2016-го и она пропорциональна размеру уплаченного в бюджет НДС.
В итоге, вместо социальной справедливости в действии, мы увидели странный перекос в сторону определенных отраслей.
За январь-июнь 2017 года из государственного бюджета выделили 1,91 млрд гривен на дотации для аграрных предприятий. Об этом свидетельствуют данные Государственной фискальной службы, опубликованные 8 августа.
Государство выплатило птицеводам более чем 50% всех дотаций для сельхозпроизводителей. Наибольшую долю на общую сумму 809 млн грн получила группа компаний Мироновского хлебопродукта (ЧАО «Мироновская птицефабрика», СООО «Старинская птицефабрика», ЧАО «Орель-Лидер» и ДП «Перемога нова»). Напомним, что они все принадлежит бизнесмену Юрию Косюку, который в 2014 году работал заместителем главы Администрации президента.
По данным Лондонской фондовой биржи, именно группа компаний «Мироновский хлебопродукт» за первое полугодие этого года увеличила свою чистую прибыль на 89%, до $210 млн. Выручка компании за это время выросла на 24%, до $600 млн.
Эффект «золотой курицы»
Вопрос, который интересует потребителей, не в том, почему именно птицеводы оказались наиболее дотационными участниками рынка, а почему, несмотря на дотации, цена на курятину постоянно росла в течение лета?
Солнечная электроэнергетика выдержала затмениеСейчас килограмм филе стоит практически столько же, как и килограмм свинины — примерно 103,1 грн за кг.
В той же Польше его можно купить за 96,5 грн. Получается интересная ситуация: чем беднее страна, тем дороже в ней жить. Или лучше перефразировать так: чем выше уровень коррупции, монополии и политизации экономики, тем дороже это все обходится гражданам.
В Антимонопольном комитете обеспокоены ситуацией на рынке куриного мяса. Там не заявили откровенно, что рынок является монопольным. Ограничились лишь определением, что рынок «имеет структурные признаки монопольного». В частности, рассказали, что с начала 2017 года ценовой рост мяса птицы составил более 40%.
По словам директора Департамента исследований и расследований рынков производственной сферы, фармацевтики и ритейла Игоря Кустовского, есть несколько основных причин, которые вызвали рост цен на курятину.
«После соответствующего мониторинга мы увидели, что рынок курятины очень связан с другим рынком – свинины, — отмечает он. — У производителей в начале года были некоторые проблемы с ее приобретением из-за африканской чумы свиней. С февраля-марта наблюдается тенденция подорожания этой продукции. Соответственно, увеличился спрос на мясо птицы. Также одним из факторов, который повлиял на структуру рынка, был рост экспорта куриного мяса в этом году по сравнению с прошлым. В январе-мае 2017 года этот экспорт увеличился на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Существенное увеличение экспорта, по нашему мнению, могло повлиять на предложение куриного мяса и вызвать подорожание конечной продукции».
Но представители «Мироновского хлебопродукта» не видят перекосов с экспортом.
По словам руководительницы отдела по работе с инвесторами и СМИ «Мироновского хлебопродукта» Анастасии Соботюк, рост цен обусловлен рядом условий: рост цены на зерно, повышение зарплат, закупка специальных препаратов и кормов, девальвация гривны, курс национальной валюты, подорожание энергоносителей и тому подобное.
«Рост цен на мясо птицы с начала года у нас составил около 20%. В нашем случае произошел рост экспорта, – сообщила она. — Но это было вызвано тем, что с конца 2016 года по всей Европе бушевал птичий грипп, и Украины это также коснулось. Поэтому некоторые объемы мы были вынуждены держать у себя на складах. Как только Европа снова открыла экспорт, мы проэкспортировали эти объемы. Продажи выросли исключительно из-за того, что нарастили свою экспортную позицию».
Реформа образования: новые идеи в старых реалияхТакже она добавила, что цены на курятину в ближайшей перспективе могут увеличиться лишь при том условии, что «покупатели будут готовы платить более высокую цену».
«Рост цен будет зависеть от роста себестоимости, в зависимости от того, как поведет себя цена на зерновые нового урожая, — пояснила Соботюк. — Ведь кукуруза составляет 40% себестоимости мяса птицы. Если сейчас будет рост цены на кукурузу, это скажется в ближайшей перспективе на цене мяса».
Также она добавила, что в этом году «Мироновский хлебопродукт» работает на 100%, не вводя никакой мощности, а все государственные дотации пошли на капитальные инвестиции. По словам Соботюк, на сегодняшний день компания находится на стадии строительства Винницкого птицекомплекса, куда и потратили почти все дотационные средства.
Интересно, что ни в Антимонопольном комитете, ни со стороны участников рынка нет заверений, что цены на курятину снизятся. Наоборот, большинство экспертов прогнозируют, что будет происходить и дальнейший рост цены на мясо птицы.
В частности, глава Союза птицеводов Украины Сергей Карпенко предупредил, что в сентябре возможно очередное подорожание мяса птицы и яиц. По его словам, наметилась тенденция роста экспорта при сохранении объемов производства.
Он добавил, что есть определенные шаги, которые бы способствовали уменьшению цены. Для этого, отмечает, нужно снизить ставку НДС до 7%. Тогда у животноводов на руках останется больше денег. Кроме того, объясняет эксперт, необходимо ввести экспортные пошлины на зерновые: зерно будет перерабатываться в Украине, а люди будут инвестировать в экспорт готовой продукции.
Все же большинство участников рынка сходятся во мнении, что уже в сентябре курятина может подорожать на 5-10%. Если такие прогнозы подтвердятся, то килограмм говядины будет стоить около 150 грн. Свинина — 130 грн за кг. А за «дешевую» курицу, в частности филе, придется отдать не меньше 100 грн за кг.
Поскольку на сегодняшний день нет бюджета на 2018 год, прогнозировать, как будет развиваться ситуация в следующем году, крайне сложно. Так что тренд роста цен на продукты имеет все шансы сохраниться с такой же угрожающей динамикой, которую наблюдаем сейчас. Удастся ли здесь навести порядок и кто за это будет отвечать – открытый вопрос.
Романия Горбач