Верховная Рада на старте: Гройсман, выборы или война?
Учитывая политические традиции украинского парламентаризма, этой осенью в парламенте скучно не будет. Ключевые игроки, вернувшиеся из островных отпусков, готовы включиться в борьбу за власть. Единственный вопрос – на какой стороне поля они будут играть.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман уже заявил, что будет надеяться на всестороннюю поддержку важного «пакета реформ». Более того, глава правительства уверен, что именно от реализации реформ зависит экономический рост страны. Найдется ли желание у народных избранников прислушаться к призыву премьера, какие направления работы будут приоритетными в Раде и сохранится ли коалиция в ее нынешнем виде, Politeka спросила у экспертов.
Игорь Семиволос, директор Института ближневосточных исследований:
— Осенний политический сезон по-настоящему начнется 10 сентября – с анонсированной даты возвращения Саакашвили. От этого будет зависеть уровень конфликтности. Понятно, что те, кто заинтересован в досрочных выборах, в дестабилизации, хотят увеличить напряжение. И только таким образом могут этого достичь.
Если Саакашвили хочет реально защищать свои интересы, то для этого есть суд. Если же пытаться каким-то образом «прорваться» в Украину, то все это будет лишь провокацией.
Учитывая наш политический ландшафт и интересы, которые отстаивают политики, вряд ли увидим какую-то консолидированную позицию. Уже сейчас понятно, что прохождение законопроектов, анонсированных премьер-министром как главных в этом политическом сезоне, будет очень тяжелым. Нужна будет максимальная мобилизация, учитывая, что политики спинным мозгом начинают думать о выборах.
Несмотря на то, что избиратель помнит обещания нардепов, как аквариумная рыбка, времени осталось немного. Поэтому уже сейчас нужно быть осторожным. Кто-то будет брать патриотизмом, кто-то — популизмом, кто-то — с утра до вечера будет плакать над судьбой украинского народа, который постоянно обманывают. Увидим весь спектр политических мнений и актеров. Будет весело.
Тема войны остается актуальной. Уже близятся к концу консультации по закону о реинтеграции оккупированных территорий. Очевидным является факт, что Россию назовут оккупантом. Будут расставлены точки над «i» с точки зрения международного права. Этот закон анонсировали еще летом, но отложили из-за консультации с нашими союзниками. Очевидно, Киеву нужна поддержка партнеров в такой сложной теме. Так вот этот закон определит наши дальнейшие действия относительно войны.
Есть еще тема блокады, постоянные спекуляции вокруг торговли с оккупантами – набор пропагандистских клише, которые слышим постоянно. Поэтому эту тему «Самопомич» попытается активно расшатывать. Все это будет происходить в консолидации с теми силами, которые хотят, чтобы парламентские выборы состоялись раньше.
Кирилл Сазонов, политолог:
— В ВР запланированы четыре серьезные реформы: образовательная, медицинская, пенсионная и закон об оккупированных территориях, который еще называют законом о реинтеграции Донбасса. Все они важны. Но ключевыми являются две последние реформы.
Пенсионный фонд уже давно дотационный. Это наибольшая статья расходов из бюджета. В нынешнем виде пенсионная система будет существовать максимум два года. Потом она просто рухнет.
На Западе считают катастрофическим соотношение, когда на двух работающих человек приходится один пенсионер. В Украине же соотношение один к одному, то есть находимся за чертой кризиса. Держимся каким-то чудом на инерции.
Пенсионная реформа будет приниматься очень болезненно. Оппозиционные силы будут выступать категорически против. Говорить о повышении пенсионного возраста. Это, конечно, поможет им поднять рейтинг, но сохранение действующей системы – катастрофа для бюджета. Вокруг этой темы сломается не одно копье, будет немало скандалов, заявлений, возможны акции протеста.
В геополитическом измерении важным вопросом является закон о реинтеграции Донбасса, который, как его честно назвал Турчинов, является законом об оккупированных территориях. У нас идет война, есть агрессор. Если на уровне закона определим, что у нас оккупированы территории, то полностью перекладываем ответственность за их жизнеобеспечение на плечи агрессора. Для России это будет означать довольно серьезное финансовое бремя. Они уничтожили всю инфраструктуру Донбасса, затопили шахты, вывезли к себе предприятия. Поэтому обеспечить ресурсами эти территории для Москвы будет сложной задачей. Каждый день оккупации будет работать очень жестко финансово против нее.
Закон уже практически принят. Здесь важно не пойти на поводу у Европы, которая хочет завершить конфликт любой ценой. Желательно – за счет Украины. Нам нужно отстаивать свои интересы.
Что касается поддержки правительства в парламенте, то здесь нужно разделять поддержку власти и поддержку законопроектов. Тот же закон о реинтеграции Донбасса, вероятнее всего, поддержит коалиция, «Самопомич», радикалы. Не поддержат Оппозиционный блок и «Батькивщина».
Закон о пенсионном фонде будет поддерживать коалиция. Оппозиция будет против. Будут зарабатывать на этом баллы. Здесь очень сложно будет собрать голоса.
Что же касается коалиции, то она, как супруги в католицизме: обречены быть вместе. Если НФ выйдет из коалиции, БПП придется добирать из других партий необходимые голоса – того же Ляшко, Тимошенко. Это никому не выгодно.
Кроме того, «Народный фронт» заинтересован, чтобы нынешняя система хоть как-то, но работала. Будут и дальше с БПП сотрудничать, выдвигая свои требования. Эти две крупнейшие партии будут оставаться вместе, периодически под определенные законопроекты будут подтягивать голоса из разных депутатских групп.
Идут разговоры, что партия Ляшко может вернуться в коалицию, чтобы ее усилить. Хотя, в принципе, их устраивает быть временными союзниками: формально оставаться в оппозиции, критикуя власть, но в нужный момент давать свои голоса. Вокруг этого будут интриги.
Также тема войны останется одной из главных. Она влияет на все процессы в стране. В ВР есть два крайних полюса – «партия мира» (Бойко и Оппозиционный блок) и «партия войны» (Турчинов, Аваков и Яценюк). БПП немножко раскалывается. «Батькивщина» формально остается оппозиционной, но реально ближе все-таки к Оппозиционному блоку. Ляшко и «Самопомич» ближе к «партии войны». Этот раскол в ВР будет существовать независимо от фракций.
О досрочных выборах не стоит говорить. Их не будет – ни в этом политическом сезоне, ни в следующем. Здесь все очень просто. Стоит только разделить, кому нужны досрочные выборы, а кому они ни к чему. Соответственно, оценить влияние.
В списке тех, кому выборы не нужны, будут ведущие политические силы, финансово-промышленные группы, западные партнеры. В сторонниках – несколько молодых партий, которые на волне рейтинга хотят что-то получить. Силы неравные. Сейчас в партийных штабах оппозиционных сил нет никакой активности, никто на осень ничего серьезное не планирует. Все будут готовиться к выборам 2019 года.
Петр Олещук, политический эксперт:
— В этом политическом сезоне будет много моментов, связанных, прежде всего, с внедрением ряда реформ. Все это будет происходить достаточно проблемно. Политики держат в уме перспективу следующих выборов. Поэтому обсуждение реформ будет непростым, ведь предложенные изменения достаточно неоднозначно воспринимаются в украинском обществе.
Де-юре у нас есть коалиция, хотя де-факто ее существование ничем не подтверждено. Альтернативой являются только досрочные выборы, результаты которых никто не может предсказать. Поэтому все будут держаться за эту коалицию, вне всякого сомнения.
Есть различия между реальной и желательной поддержкой действий правительства внутри парламента. С одной стороны, будет немало критики власти, но эта критика на принятие конкретных решений влиять не будет. Ведь любое решение является результатом договоренностей различных центров. Реформы могут приниматься непредсказуемыми тактическими коалициями, которые будут включать различные политические силы, в частности Оппозиционный блок.
Вопрос относительно иммунитета правительства будут поднимать. Но тут сложно прогнозировать, к каким конкретным последствиям это приведет. Поскольку в реальности коалиции нет. Всегда есть риск, что после заслушивания отчета правительства его работу могут признать неудовлетворительной. Это будет означать его отставку. Поэтому никто лишний раз этот вопрос не хочет поднимать.
Переговоры между политическими игроками происходят постоянно. Но они не могут быть эффективными без доверия между сторонами. А такого доверия не может быть в принципе. Мало верится в какое-то стратегическое сотрудничество между различными сторонами украинской политики. Остаются лишь ситуативные альянсы. Не больше.
Романия Горбач