Румынская власть идет войной на антикоррупционеров
Румынское чудо
За последние несколько лет Румыния совершила грандиозный прорыв в деле борьбы с коррупцией, удивив своими успехами самых заядлых скептиков во всем мире.
Ядерный Ким — северокорейский хулиган повышает ставкиСовсем недавно ситуация там казалось практически безнадежной: в Румынии процветала организованная преступность и наркоторговля, а госаппарат прочно сросся с преступными синдикатами. Ну, а в национальном менталитете румын – совсем как у нас — взятка, особенно мелкая, не являлась преступлением.
Даже когда под давлением Евросоюза в 2002 году были созданы Национальное антикоррупционное управление (DNA) и Национальное агентство по вопросам добродетели (ANI), ситуация радикально не изменилась. Существенный сдвиг начался лишь в 2011 году, когда румынские власти и Еврокомиссия согласовали антикоррупционную стратегию для Бухареста, а парламент провел куда более жесткие законы в части преследования казнокрадов.
С 2013 года DNA возглавила бывший генпрокурор страны Лаура Ковеши. С того момента борьба с коррупцией приобрела поистине космический размах. Были привлечены к ответственности тысячи нечистых на руку чиновников, среди которых – десятки мэров (включая действующего на момент возбуждения дела градоначальника румынской столицы), парламентариев, министров и дипломатов; количество судей и прокуроров, отправленных в места не столь отдаленные, и вовсе исчислялось сотнями.
Уровень раскрываемости дел румынскими антикорупционерами достиг 92%. В Европе и мире все заговорили о «румынском чуде».
Опыт Румынии, так же как чуть раньше опыт саакашвилевской Грузии, наглядно показал – при наличии политической воли коррупция легко преодолима даже в самых, казалось бы, исторически и ментально коррупциогенных обществах.
При этом высокопоставленные румынские функционеры, попавшие под железный каток DNA, подняли истошный вой, рассказывая о «непрофессионализме», «диктаторских замашках» и «политических преследованиях». Неоднократно предпринимались попытки дискредитации и самой Лауры Ковеши. Методы высокопоставленных мздоимцев везде одинаковы – что в Грузии, что в Румынии, что в Украине.
Возвращение «бывших» и антикоррупционный Майдан
Одна из печальных закономерностей исторического процесса заключается в том, что, каким ни было эффективным правительство реформаторов, спустя время избиратели все равно голосуют за «бывших».
В Грузии после десятилетия фантастически успешных реформ Михаила Саакашвили, народ проголосовал за популистов из «Грузинской мечты», которые тут же провели массовую амнистию коррупционеров и уголовников. Не миновала сия чаша и Румынию: в конце прошлого года в стране прошли парламентские выборы, на которых победила Социал-демократическая партия (PSD), которая вместе с партией ALDE сформировала новую коалицию, отправив в оппозицию пропрезидентскую Национал-либеральную партию (PNL).
Не проработав и месяца, социал-демократы во главе с премьером Сорином Гриндяу (соратником ранее «привлекавшегося» за коррупцию экс-премьера Виктора Понты – фактического хозяина партии) одним из первых решений попытались протащить изменения в уголовный кодекс.
Они подразумевали декриминализацию коррупционных деяний. Также социал-демократы попытались принять постановление об амнистии, предполагавшее выход на свободу не менее двух с половиной тысяч осужденных преступников.
Тогда на улицы Бухареста и других городов вышли около полумиллиона человек – огромная цифра для 19-милионной страны. Под совместным давлением антикоррупционного Майдана, президента Клауса Йоханниса, ведущих стран Евросоюза и Соединенных Штатов, власти отозвали свои решения и на некоторое время затаились.
Власть готовится к реваншу
Жаркое лето 2017 года, когда из-за несусветной жары политическая активность на Старом континенте упала до нуля, а сознательные граждане в массе своей разъехались по морям-океанам, было использовано «элитами» ряда восточноевропейских стран для перегруппировки и начала нового контрнаступления на реформаторов и борцов с коррупцией.
Парадный расчет: как в Киеве нарисовали контуры грядущего «Междуморья»Руководство Украины, сговорившись с правящими кругами Грузии, лишило паспорта Михаила Саакашвили. Параллельно в нашей стране начался очередной виток травли антикоррупционных активистов и НАБУ, работа которого и так саботируется подконтрольными властям судами.
Не отстают от украинских и румынские собратья по классу: 23 августа министр юстиции этой страны Тудорел Тоадер презентовал пакет законопроектов по «реформированию» судебной и правоохранительной системы. На практике же наработки правительства служат лишь одной цели – подрезать крылья не в меру ретивым, на их взгляд, борцам с коррупцией.
Согласно предложенным изменениям, президент лишается права назначать руководство прокуратуры и DNA. Вместо него главных прокуроров и руководство Нацуправления будет назначать Минюст по согласованию с Высшим советом магистратуры. Борьба с коррупцией в судебной сфере и вовсе выводится из компетенции DNA и передается создаваемой для этих дел Судебной инспекции – которая также будет под контролем министерства юстиции.
Еще одна новация касается срока действия мандата главных прокуроров – его предлагают увеличить с трех до четырех лет. В таком случае прокуроры, назначенные нынешним социал-демократическим правительством, сохранят свои должности и после следующих парламентских выборов, независимо от того, сохранит партия Понты-Гриндяу власть или нет.
Против попыток выхолостить «румынское НАБУ» выступили президент Клаус Йоханнис, назвавший происходящее в стране атакой на правовое государство; представители прокуратуры, DNA и судебной системы. Пропрезидентская партия PNL и другие оппозиционные силы объявили о намерении противостоять этим планам, а представители общественности – о начале массовых акций протеста.
Европарламентарий от Румынии, бывший министр юстиции Моника Маковей считает, что предлагаемые нынешним правительством поправки «фатальны для юстиции и страны» и нарушают обязательства Румынии перед ЕС.
27 августа более трех тысяч человек вышли на центральную площадь Бухареста, требуя не только остановить «реформу», но отставки руководства парламента страны. Митинги состоялись также в Тимишоара, Клуж-Напока, Мясе, Брашове, Крайова и других румынских городах.
Прибывший 24 августа с официальным визитом в Бухарест президент Франции Эммануэль Макрон тоже раскритиковал нововведения. По словам хозяина Елисейского дворца, предлагаемые новации «не способствуют борьбе с коррупцией» и призвал правящую партию дать задний ход своей инициативе. Аналогичную позицию заняли и в Брюсселе.
«Мы обеспокоены, предложенные нововведения нарушат независимость правосудия», — заявила представитель ЕС Ангела Кристиа.
Однако румынские власти, похоже, намерены идти до конца. «Сейчас мы направляем законопроекты в Высший совет магистратуры, после чего утвердим их на заседании правительства и направим на рассмотрения парламента», — пообещал их автор Тудорел Тоадер.
Учитывая, что социал-демократы и их союзники имеют большинство в парламенте (плюс – их могут поддержать депутаты ряда мелких фракций, у которых также есть основания бояться DNA), остановить реванш коррупционеров и их покровителей может, как и полгода назад, только гражданское общество.
А вот правительство, если будет упорствовать и идти против воли собственного народа, вполне рискует повторить судьбу бывшего коммунистического вождя Николае Чаушеску – тот тоже 27 лет назад был полон решимости «идти до конца» и «не прогибаться под давлением толпы».
Так что осенний политический сезон в Румынии обещает быть очень жарким.
Максим Викулов