Выборы в Германии: все идет по плану
В лидерах изменений нет
На данном этапе в верхней части предвыборной турнирной таблицы однозначно первое место сохраняется за блоком Христианско-демократического союза\Христианско-социального союза (ХДС\ХСС, CDU/CSU) во главе с бундесканцлерин Ангелой Меркель.
Это лидерство сохраняется, за исключением февраля и марта текущего года, когда пальма первенства ненадолго перешла к социал-демократам. Однако, потом все стало на свои места и последний опрос немецкой медиакомпании ARD – Deutschlandtrend показал, что если бы проводились прямые выборы канцлера ФРГ, то за Ангелу Меркель проголосовали бы 52% процента избирателей. Ее соперника, лидера Социал-демократической партии (СДПГ, SPD) Мартина Шульца поддержали бы 30%.
ЕС ввел новые санкции против РоссииЕсли говорить о партийных предпочтениях, то Немецкий Институт новых социальных ответов, проводящий еженедельные опросы общественного мнения по заказу газеты Bild, сообщил, что ХДС\ХСС может рассчитывать почти на 40% голосов, а его главный конкурент СДПГ только на 25%.
Высокие рейтинги блока ХДС\ХСС связаны с рядом обстоятельств.
Во-первых. Меркель давно управляет Германией и довольно успешно. Ее внешнеполитический курс пользуется безусловной поддержкой большей части населения и, за исключением маргинальных левых и правых радикалов, не вызывает неприятных вопросов. Более того, его поддерживают даже оппоненты бундесканцлерин. Авторитет страны достаточно высокий и ее лидерство в Евросоюзе также не вызывает сомнений. Это за границей Германии не всем нравится, но они могут только брюзжать. Если доходит до дела, то с мотором экономики и политики Европы споры предпочитают не заводить.
Во-вторых. Внутренняя политика Меркель более дискуссионная. Особенные споры вызывала поддержка ею миграции в Европу, и в том числе в Германию. Когда волна беженцев достигла максимума, рейтинг Меркель значительно упал. Тем не менее, она проявила характер и не согласилась на популистские требования ограничить миграцию. Через некоторое, сравнительно небольшое, время оказалось, что она была права.
Мигранты, среди которых оказалось довольно много образованных и профессионально подготовленных людей, заполнили вакансии на рынке труда, а менее образованные охотно работали там, где коренные немцы не хотят. Острота проблемы не только снизилась, но по многим показателям вообще исчезла. Избиратель это оценил, отсюда и постоянно растущие рейтинги ее блока, и лично Меркель.
В-третьих. Экономическая и политическая стабильность германского государства для многих избирателей связана именно с Меркель. Это дает ей изначальное преимущество перед своими конкурентами, которые подобного в своем активе не имеют. Немецкий бюргер, особенно в такие периоды, крайне консервативен и не склонен к резким движением.
Подтверждением этой ситуации служат результаты земельных выборов в самой большой по населению земле Северный Рейн-Вестфалия, как ее называют немцы NRW, а до этого в Шлезвиг-Гольштейне. Традиционно в них побеждали социал-демократы. Однако, на земельных выборах в мае СДПГ потеряла большинство в ландтаге Шлезвиг-Гольштейна в соотношении 27,2% против 32% у ХДС. Еще большие потери были у СДПГ в NRW. Социал-демократы потеряли почти 8% голосов и уступили консерваторам 33:31,2. Как результат, в NRW развалилось земельное правительство СДПГ и зеленых. Фактор вроде бы региональный, но очень показательный. Он будет иметь последствия для нижней части избирательной турнирной таблицы на общегерманских выборах.
С другой стороны, в обществе есть некоторая усталость от длительного лидерства Меркель. Она явно идет на рекорд, и в случае выигрыша на выборах в сентябре, будет находиться у власти дольше всех своих предшественников. Пока этот фактор никак не сказывается, но пренебрегать им не стоит.
Болевые точки: война до победы или мирная капитуляция?Нынешний тренд могут поколебать только какие-то экстраординарные события. В частности, большой теракт или какая-то техногенная катастрофа. Вероятность, особенно первого, имеется, о чем говорит опыт других стран, но тут многое будет зависеть от профессионализма германских спецслужб.
Проблемой СДПГ, несмотря на надежды на новое лицо ее лидера Мартина Шульца, остается невнятность ее избирательной программы. Бывший председатель Европарламента Мартин Шульц строит свою кампанию по принципу «выходца из народа». В остальном добавить ему нечего.
Основу предвыборной программы Шульца составляют три пункта: дальнейшее развитие экономики Германии, создание рабочих мест и социальная поддержка низших слоев населения. Однако так было всегда. СДПГ традиционно придерживалась принципа расширения участия государства в социальной поддержке малообеспеченных. В принципе, это соответствует давней стратегии партии, но сейчас, когда в стране экономический подъем, проблема малообеспеченных как-то уходит на второй план и занимает меньшее число избирателей.
К тому же бюргер всегда считает как свои деньги, так и государственные. Ведь он платит налоги, а социальные расходы социал-демократов неизбежно приводят к их росту. Мало кому нравится подобная перспектива.
И, наконец, важный субъективный фактор. Меркель — хорошо известна и понятно, что от нее ожидать, а Шульц — темная лошадка. Менять коней на переправе не советуют пословицы во многих языках, и немецкий не исключение. По этим и другим причинам шансов у Шульца на победу нет. Его задача не победить, а не допустить потерь по сравнению с предыдущими выборами 2013 года.
Интрига внизу таблицы
Хотя в выборах в бундестаг предполагают участвовать 48 партий, но кроме ХДС\ХСС и СДПГ реально преодолеть 5% барьер могут четыре партии: Левая партия (Die Linke), «Союз 90/Зеленые» (B’90/Grune), Свободная демократическая партия (СвДП, FDP) и «Альтернатива для Германии» (АдГ, AfD). В сумме они могут рассчитывать примерно на 30% голосов.
Тем не менее, у них принципиально разные исходные позиции и задачи.
Левая партия была создана в июне 2007 года в результате слияния восточногерманской Партии демократического социализма (ПДС) с западногерманской «Избирательной альтернативой за труд и социальную справедливость». При этом ПДС являлась преемницей, созданной в 1946 году и правившей в ГДР, Социалистической единой партии Германии — СЕПГ.
Хотя Левая партия в некоторых восточногерманских землях входит в правящую коалицию, она остается аутсайдером германской политической сцены во многом из-за своего коммунистического прошлого. Она ни разу не входила в правящую коалицию в бундестаге. И хотя имеет 64 мандата в нынешнем германском парламенте, это остается ее электоральным пределом. Пока опросы дают партии примерно 8% голосов.
Для партии «Союз 90/Зеленые» (B’90/Grune) основной электорат — это жители крупных городов на западе Германии, особенно городов университетских. Они зарабатывают выше среднего и работают в сфере услуг или образования.
«Зеленые» — самое успешное протестное движение в послевоенной Германии. В 1980-е гг. эта партия объединила общественные группы, выступавшие за выход из атомной энергетики, прекращение гонки вооружений и защиту прав ЛБГТ сообщества. В 1993 году партия объединилась с единомышленниками из восточногерманского движения «Союз-90». В конце 1990-х партия входила в коалицию с СДПГ, министром иностранных дел был Йошка Фишер.
В настоящее время в партии два крыла — реалисты и фундаменталисты. Первые являются приверженцами Realpolitik и готовы к компромиссам во имя участия в правящей коалиции как с ХДС\ХСС, так и с СДПГ. Последнее для них предпочтительней, но не обязательно.
Фундаменталисты настаивают на возвращении к истокам движения, как экологического, и выступающего против промышленного роста в ущерб окружающей среде и условиям жизни человека.
В землях Гессен и Баден-Вюртемберг зеленые с легкостью вступили в коалицию с ХДС, что говорит о преобладании реалистов. На выборах 2013 года партия получила 8,4% голосов, что является для нее относительной неудачей. Соответственно, сейчас стоит задача продвинуться несколько вперед.
Для Свободной демократической партии предстоящие выборы приобретают очень важный характер. В 2013 году партия получила 4,8% голосов и не преодолела проходной барьер. Соответственно, в бундестаге не представлена.
С этим обстоятельством связана повышенная активность ее лидера Кристиана Линднера. СвДП позиционирует себя как выразительница интересов бизнеса и лиц свободных профессий.
Венесуэла: курс на гражданскую войнуЕсли партия пройдет в бундестаг, то у нее весьма велики шансы стать младшим партнером в коалиции с ХДС\ХСС и ее глава будет министром иностранных дел. В том числе и по этой причине, Кристиан Линднер высказался по важному вопросу внешней политики.
В интервью газете Westdeutsche Allgemeine Zeitung и другим изданиям Funke Mediengruppe, он заявил, что политика Германии по отношению к России и Крыму должна быть скорректирована. «Говорить об этом считается табу, но я боюсь, что пока Крым следует рассматривать как временное решение на неопределенный срок». По его мнению, конфликт вокруг аннексированного Россией полуострова следует отделить от остальных тем, и добиваться разрешения конфликта на Донбассе.
Если это была заявка на пост будущего министра иностранных дел, то она оказалась очень неудачной. Последовал шквал критики в немецкой прессе, после чего Линднер вынужден был несколько скорректировать свои слова. «Мы не признаем противоречащую международному праву аннексию Крыма и другие имперские жесты Кремля» сказал он в видеообращении на своей странице в Facebook. Тем не менее, в интервью газете Bild am Sonntag он отметил, что «В действительности я лишь высказал вслух то, о чем многие думают, и что давно является реальной политикой».
Этот крымский эпизод может стать определенной преградой для возможной коалиции с ХДС\ХСС, но не факт, что лидер СвДП не изменит своего мнения по этой проблеме.
Что касается партии «Альтернатива для Германии», для нее главным является мобилизация тех, кто раньше вообще не ходил на выборы. Каждый опрос, в последнее время, показывает неуклонное падение ее рейтинга. Пока он остановился на уровне 8-9% и за последние три месяца снизился почти в два раза.
Электорат партии — это молодые мужчины с невысоким уровнем образования и доходов. Среди членов партии лишь 15% — женщины. Больше всего голосов партия собирает в восточных землях, где экономическое и социальное положение хуже, чем в западных. На прошедших зимой-весной выборах в ландтаги на западе партия показала низкие результаты. Тем не менее, ее руководство рассчитывает на преодоление проходного барьера.
Этим отличается политическая ситуация в нижней части турнирной таблицы. Левым и зеленым надо остаться в парламенте, а либералам из СвДП и правым популистам из АдГ — пробиваться в него.
Избирательная система Германии такова, что формирование однопартийного правительства весьма маловероятно. Скорее речь будет идти о разных коалиционных вариантах.
Как уже отмечалось, для Меркель предпочтительней коалиция с СвДП, в крайнем случае, с зелеными. И, конечно, остается вариант так называемой большой коалиции ХДС\ХСС и СДПГ. При этом оба партнера не в восторге от такой перспективы. Многое определится арифметическими показателями двух партий. Если ХДС\ХСС получит больше 40% голосов, то распределение ролей даже в большой коалиции будет качественно иным.
Если этот показатель будет меньшим, то не исключена коалиция ХДС\ХСС-СвДП-зеленые. В любом случае, последнее слово останется за Меркель
Юрий Райхель