Приднестровский треугольник: как российские миротворцы оказались в капкане
В его основе лежат внутренние проблемы приднестровской власти, усиление противостояния разных олигархических и провластных групп. В Молдове тоже не все спокойно. Там свои проблемы, которые выражаются в попытках президента Игоря Додона вести политику, отличную от правительства.
Третий компонент — международный. Украина усиливает контроль над приднестровским участком границы с Молдовой совместно с пограничниками и таможенниками наших соседей.
По мере того, как Россия усиливает давление на Молдову, пока только экономическое и финансовое, на Украину, в виде расширения обстрелов и попыток диверсионных групп проникнуть на нашу территорию, Киев совместно с Кишиневом наносят ответные удары. Там, где Москве ответить особенно трудно — в Приднестровье.
Раскол и его последствия
Победу на последних президентских выборах в Приднестровье одержал Вадим Красносельский. Предполагалось, что, тем самым, завершится противостояние элит, и внутриполитическое положение в сепаратистском регионе хотя бы на какое-то время стабилизируется. На это надеялись и на этом даже настаивали в Москве, призывая забыть старое и сосредоточиться на ожидаемых проблемах экономического и финансового характера.
Казалось бы, политики в Тирасполе должны неукоснительно выполнять распоряжение из Москвы. Они ориентированы на Белокаменную, других там просто нет и не может быть по определению.
Тем не менее, ожидаемого замирения не произошло. Странно вообще, что на это кто-то мог надеяться. Причин невыполнения московских указаний две — внутренняя и внешняя.
Во-первых. Возможно, в другие, более сытые, финансовые времена победители и оставили бы своих противников в покое. Если бы денежная помощь из Москвы поступала в достаточном количестве, чтобы ее хватало на распил и кое на что — для населения региона. Однако, времена пошли, в финансовом отношении, диетические. По разным причинам река помощи с севера превратилась в маленький и мелкий ручеек, и делиться с кем-то — это просто залезать в собственный карман. Как говорит английская пословица, self loves itself best — каждый любит себя больше всего. Добавим, что и свои деньги.
Вот почему группы влияния никак не могли примириться. К тому же населению нужно было срочно объяснить, почему все так плохо. По мнению нынешних лидеров в Тирасполе, очень удобно повесить всех собак на предшественников. К тому же у них в запасе ничего другого и нет.
Во-вторых. Москва сама в какой-то мере спровоцировала своих приднестровских марионеток на подобные действия, когда затеяла не очень им понятную игру с молдавским президентом Додоном. Когда молдавский лидер заявил о каком-то плане мирного урегулирования и поехал к Путину на празднование 9 мая, в Тирасполе были близки к панике. В сочетании с уменьшением российской помощи, прогнозы становились весьма мрачными.
Вот и решили на левом берегу Днестра действовать, чтобы показать всем, что не стоит их просто так смахивать со стола, как отработанный материал. Ведь они еще кое-что могут.
К этому времени подоспела некоторая разочарованность Москвы в Додоне. Его обещания начать движение Молдовы в сторону Евразийского союза и содействовать урегулированию конфликта дальше слов не пошли. Как заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, «потенциал позитива, созданный двумя встречами президента Молдавии Игоря Додона и лидера Приднестровья Вадима Красносельского в январе и марте текущего года, по сути, растрачивается впустую».
Ничего удивительного. Все попытки такого рода были блокированы правительством, и Додону ничего не остается, как надеяться на благоприятный для него исход парламентских выборов. Однако до них еще около полутора лет, и в Днестре много воды утечет. К тому же результат абсолютно не предрешен и, вроде бы, благоприятные прогнозы могут и не оправдаться. Такие случаи в той же Молдове бывали и в прошлом.
Раскол приднестровских элит — очень негативный признак для Москвы. Занятые внутренней борьбой, они, в пылу противостояния, могут пропустить важнейшие моменты и поставить Кремль в сложное положение.
Вот почему в Москве многократно подавали сигналы о необходимости прекращения преследования бывшего приднестровского президента Шевчука. Теперь поставленная перед свершившимся фактом кремлевская рать срочно разрабатывает новые подходы к управлению своими своевольными марионетками в Тирасполе.
Кишинев и Киев отвечают
Директор Центра по предотвращению конфликтов и раннему их предупреждению Юлиан Кифу сообщил, что Молдова перестает пропускать через кишиневский аэропорт российских военных, направляющихся в Приднестровье для ротации в составе Оперативной группы российских войск (ОГРВ) и российских миротворцев.
Такое уже было некоторое время назад, и ОГРВ оказалась в очень сложном положении. Тогда Москва пошла на разблокирование молдавского экспорта в Россию, а в ответ Кишинев разрешил ротацию.
По мере того, как стало очевидным вмешательство России в политическую ситуацию в Молдове и откровенное подзуживание президента Додона, правительство и парламент решили дать соответствующий ответ. В том числе и в виде запрета на ротацию российских военных.
Как заявил сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК), контролирующей зону безопасности на Днестре Олег Беляков, российские миротворцы сегодня находятся в осаде. Их снабжение по земле и по воздуху с 2014 года блокирует Украина, а теперь к ней присоединилась и Молдова. Ранее через аэропорт в Кишиневе все же пропускали российских военных во время ротации миротворческих сил (МС).
«Теперь, если и этот путь будет закрыт, мы выйдем из ситуации, используя внутренние резервы: продовольствия в Приднестровье хватит, обмундирование у миротворцев тоже в наличии, ротация батальона МС будет проходить за счет приднестровцев, которые являются гражданами России, — сказал Беляков. — Впрочем, не секрет, что это уже происходит. Мы делаем все возможное, чтобы наши тылы были надежно прикрыты».
Интересно, что, в свое время, эмбарго, объявленное по политическим мотивам на молдавский экспорт в Россию, не привело к необходимым Москве результатам. С некоторыми трудностями, но молдавский бизнес приспособился. Несмотря на то, что на федеральных каналах на все лады повторяли мантру, что молдавские фрукты и овощи в Европе никому не нужны, так как свои некуда девать, и молдавские вина не выдержат конкуренции с итальянскими, французскими или греческими. Оказалось, что и фрукты с овощами, и вина из Молдовы имеют сбыт в привередливой Европе.
Когда Москва отменила эмбарго, никто особо не бросился везти товар в Россию. Ориентироваться на экспорт в страну, которая по политическим мотивам вдруг находит яд в винах или фруктах, оказывается себе дороже.
Таким образом, снова воздействовать на Молдову экономически и, тем более, финансово Россия не может. Возобновят запрет, никто особо жалеть не будет. Похоже, что именно этот факт определил пока необычно сдержанную реакцию Москвы. Выразили сожаление, Государственная дума разразилась грозным заявлением. Конечно, с требованиями положить конец и немедленно разрешить.
«Стратегическое партнерство между Молдовой и Украиной является самым важным из действующих сегодня факторов, и Кишинев должен воспользоваться тем шансом, который предоставляет ему Киев в плане создания совместных контрольно-пропускных пунктов на границе», — отметил Юлиан Кифу в эфире телеканала TVR Moldova.
Конечно, Москва будет любыми средствами оказывать давление на Кишинев, чтобы разрешить ротацию. Это в теории хватит продовольствия и амуниции. Проблема же не в них. Местные кадры не всегда соответствуют уровню решаемых задач. Без присланных российских военных, боеспособность ОГРВ и миротворцев будет неуклонно снижаться со всеми вытекающими последствиями.
В данный момент для разрешения ситуации Москва ничего не может сделать, кроме заявлений. Украина ни при каких условиях не разрешит транзит российских войск и самолетов по своей территории и в воздушном пространстве. Пойти на прорыв Москва не рискнет, так как это может ей слишком дорого обойтись как в прямом, так и в переносном смысле.
Со своей стороны Министерство иностранных дел Украины заявило о безосновательности так называемой блокады Приднестровья и отметило, что «полное неприятие вызывает «беспокойство» Госдумы из-за введения совместного контроля в пункте пропуска «Кучурган».
Более того, Украина и Молдова планируют открыть новые пункты пропуска на приднестровском участке молдавской границы, и это полностью опровергает голословные заявления российских депутатов.
Больше всех волнуются в Тирасполе. Тамошний президент Вадим Красносельский заявил, что «фактически все высшее руководство Республики Молдова сообща и абсолютно осознанно предпринимает шаги по блокированию Приднестровья путем установки молдавско-украинского таможенно-пограничного контроля, ведущего к ограничению свободы экономической деятельности предприятий и физических лиц, к нарушению прав и снижению уровня жизни всего нашего многонационального народа».
Как и следовало ожидать дальше идут заклинания в сторону Москвы.
«Принципиально важно, что позицию Приднестровья в полной мере разделяет гарант в процессе урегулирования конфликта и посредник в переговорах — Российская Федерация», — сказал Красносельский.
Затягивание урегулирования на Донбассе все больше обнажает болевую точку России — Приднестровье. Москва не может при данных обстоятельствах отступить из восточной части Украины и точно также не может бросить Приднестровье. Хотя уже очевидно, что поддержка последнего и, самое главное, обеспечение безопасности сепаратистского региона дается ей со все большими трудностями.
Возникает вероятность, что Приднестровье полностью перейдет на финансовое содержание Москвы, но с этим Кремль хоть как-то справится. Что же делать, если по какому-то недосмотру конфликт разморозится. Тогда и это уже сейчас очевидно, что ОГРВ придется просто сдаться в плен в Молдове или интернироваться в Украине.
Пока такого развития событий в Москве просто не допускают. Напрасно. Все может случиться под Луной.
Юрий Райхель