Киевский визит Столтенберга: светит ли Украине членство в НАТО
20 лет спустя: крутые виражи отношений Украины и НАТО
9 июля исполнилось ровно 20 лет с момента подписания на Мадридском саммите НАТО Хартии об особом партнерстве между Украиной и Североатлантическим альянсом. Знаковость этой даты не только в цифре. И не только в том, что сейчас наша страна активнее всех стучится в двери НАТО, пытаясь в одиночку защититься от России. Но еще и в том, что ни одна страна никогда не меняла свое отношение к Альянсу и форматы сотрудничества с ним насколько часто, как Украина.
Тиллерсон в Киеве: минский процесс, коррупция и спецпредставитель ВолкерВремя кучмовской «многовекторности» можно назвать относительным золотым веком в отношениях Киева и Брюсселя. Изначально речь шла о сотрудничестве в рамках Совета евроатлантического партнерства и программы «Партнерство во имя мира». Проводились совместные военные и командно-штабные учения, украинские военнослужащие участвовали в миротворческих операциях под эгидой Альянса.
Коренным образом ситуация изменилась после Оранжевой революции и прихода к власти президента Виктора Ющенко. Тогда была провозглашена стратегическая цель на членство Украины в НАТО, а все силы отечественной дипломатии были брошены на предоставление нашей стране Плана действий по членству на Бухарестском саммите Альянса 2008 года. В свою очередь, Кремль сделал все от него зависящее, чтобы Киев (равно как и Тбилиси) тогда остался без ПДЧ. В итоге, российская дипломатия торжествовала победу: руками Ангелы Меркель и Николя Саркози предоставление Плана было сорвано. Тогда Москва расценила это как карт-бланш на любые действия в отношении Украины и Грузии: уже через четыре месяца российская авиация бомбила Тбилиси.
Кроме того, внутри нашей страны тоже не все было гладко. Режим Ющенко был не только коррумпированным и неэффективным (подобная беда сопровождает нашу страну все годы независимости), но и крайне слабым. Поэтому, когда агенты влияния соседней страны – от экс-регионалов, коммунистов и прогрессивных социалистов Наталии Витренко до невесть откуда взявшихся «казаков» — фактически заблокировали проведение многонациональных морских учений Sea Breeze-2006, установив блокпосты и проверяя документы, украинские власти то ли не смогли, то ли не захотели навести порядок. Что, разумеется, добавило аргументов тем, кто утверждал, будто «глубоко расколотая» Украина не хочет и не должна присоединяться к НАТО.
Придя к власти в 2010 году, Виктор Янукович незамедлительно выполнил пожелание своих российских патронов, исключив из закона «Об основах национальной безопасности Украине» пункт о стремлении нашей страны стать членом Альянса.
После свержения Януковича, в условиях начавшейся российской агрессии украинские законодатели в 2014 году убрали из законодательства норму о внеблоковом статусе Украины. Впрочем, о полноценном членстве в НАТО вновь в полный голос заговорили лишь на третьем году войны: 8 июня 2017 года Рада приняла закон о приоритетности интеграции страны в Североатлантический альянс. И лишь 6 июля, в канун 20-летней годовщины старта украино-натовских отношений и приезда высокопоставленной делегации из Брюсселя, глава украинского государства данный закон подписал.
Столтенберг в Киеве: выступление в Раде и совместные проекты
На сам же юбилей было запланировано заседание Комиссии Украина-НАТО при участии президента Украины Петра Порошенко и всего Североатлантического совета НАТО под председательством генерального секретаря Альянса Йенса Столтенберга. Следует заметить, что последний раз члены Североатлантического совета приезжали в Киев еще в 2008 году. А для нынешнего генсека это и вовсе первый визит в Украину.
Игорь Романенко о войнах без правил, стандартах НАТО и Путине-охотнике (видео)По приезду, делегация приняла участие в церемонии открытия нового представительства НАТО в Украине. Столтенберг встретился с президентом и премьер-министром. Стороны обсудили вопросы кибербезопасности, препятствий, чинимых сепаратистами работе наблюдателей ОБСЕ на Донбассе, и деятельности трастовых фондов НАТО по реабилитации участников АТО.
Генеральный секретарь подчеркнул, что Альянс поддерживает любые новые инициативы, направленные на выполнение Минских соглашений, и отметил важность экономических санкций против России. По мнению Столтенберга, санкции должны быть продолжены, пока Россия демонстрирует неизменное поведение в отношении Минских соглашений и Крыма.
Президент Порошенко добавил, что трансатлантическая и европейская солидарность является важным инструментом, направленным на возвращение РФ к переговорам.
Кроме того, генсек произнес проникновенную речь в стенах украинского парламента. Процитировав Тараса Шевченко и осудив российскую агрессию, Йенс Столтенберг подчеркнул солидарность с Украиной и заверил, что двери Альянса открыты для нашей страны. И в который раз призвал наших власть имущих бороться с коррупцией.
«Украина должна избавиться от раковой опухоли коррупции. Коррупция стоит преградой на пути реформ и настоящих изменений и успешного будущего украинских граждан», — обратился он к народным депутатам, признав, что Украина сделала ряд важных шагов на этом пути.
По иронии судьбы, в эти же минуты авиакомпания Ryanair объявляла о приостановке продажи билетов, а затем и об отмене планов по выходу на украинский рынок из-за недоговорспособности руководства «Борисполя» и лоббирования интересов авиакомпании МАУ.
Чуть позже на заседании комиссии Украина-НАТО было объявлено о запуске совместной платформы по противодействию гибридной войне. Однако в чем конкретно будет заключаться деятельность платформы, пока неизвестно.
Дискуссии вокруг ПДЧ: как Альянс вывели из зоны комфорта
Но самое интересное проходило несколькими часами ранее. На совместной пресс-конференции с генсеком НАТО, президент Украины Петр Порошенко рассказал о начале диалога о подаче Украиной заявки на получение Плана действий по членству в Альянсе.
Николай Сунгуровский: Сейчас уже поздно заканчивать АТО«Мы считаем необходимым начать дискуссию о введении Плана действий относительно членства. Сегодня мы обсудили это и наши предложения о начале дискуссии были с удовольствием восприняты (странами-членами) НАТО», — заявил Порошенко, дав понять, что заявку на получение ПДЧ Киев намерен подать в 2020 году.
«У нас есть четкий план действий. У нас есть план на три года. Мы уверены, что дискуссия приблизит нас до подачи соответствующей заявки», — подчеркнул глава государства.
Стоящий рядом Йенс Столтенберг не подтвердил и не опроверг слова украинского президента, ограничившись общими фразами о том, что Украина движется к стандартам Североатлантического альянса независимо от обретения членства. В то же время, обнародованный в понедельник текст совместного заявления Комиссии Украина-НАТО не содержит никаких упоминаний о начале работы над получением ПДЧ.
Существует информация, что украинский лидер на заседании Комиссии действительно говорил послам стран НАТО (членам Североатлантического совета) о желании начать такой диалог. Но никто из представителей Альянса не заявил о поддержке указанной инициативы. Более того, известно, что заявление Порошенко незамедлительно вызвало целый шквал возмущений.
Примечательно, что инициатива Киева вызвала наибольшее неприятие не среди старых членов НАТО, а в некоторых столицах центральной и восточной Европы – среди тех держав, которых у нас принято считать более-менее дружественными.
А к вечеру 10 июля пресс-служба НАТО распространила официальный комментарий о том, что никакой договоренности о начале диалога по ПДЧ достигнуто не было.
Можно предположить, что речь идет о сознательном блефе со стороны Украины.
Киев поднимает ставки, стремясь инициировать дискуссию в западном политикуме и экспертных кругах. И это правильная тактика – вывести коллективный Запад из зоны комфорта можно, лишь поднимая неудобные вопросы и пытаясь формировать собственную повестку дня.
Только возвращаясь к вопросу снова и снова, можно рассчитывать хоть на какой-то ответ от Брюсселя, предпочитающего в упор не замечать евроатлантических устремлений нашей страны.
При этом нельзя забывать – потенциальное начало диалога по ПДЧ хоть и будет важной знаковой победой, не обязательно приблизит нас к непосредственно получению Плана. Тем более, к полноценному членству. Только упорное проведение реформ – как в политической, экономической и антикоррупционной, так и в военной сферах – сделают из Украины не на словах, а на деле полноценным членом трансатлантического сообщества.
Максим Викулов