Верховная Рада на низком старте: семь незавершенных реформ
Если оценивать успехи политического истеблишмента на военном поприще, то здесь нужно учесть кремлевский фактор. Спрогнозировать тактику поведения агрессора практически невозможно. А вот что касается внутреннего – отсутствия реформ — причины «провала» понять рядовым украинцам, мягко говоря, не удается.
Каста неприкосновенных: когда депутаты откажутся от иммунитетаОтечественные политики декларируют реформы, однако не находят соответствующей политической консолидации и воли для их успешной реализации. Подобную картину горе-реформированной украинской действительности мы наблюдаем уже не первый год.
Пока нардепы готовятся к каникулам, Politeka напоминает, какие реформы они обещали реализовать, но по разным причинам не успели.
Выборы и коалиция
Об избирательной реформе все вдохновенно говорят. Обещают, что после ее реализации в Украине наступит рай конституционализма и демократии. Сформировать эффективную избирательную систему – задача непростая, но важная. Ведь это, прежде всего, решение таких проблем, как фальсификация выборов, масштабное использование грязных технологий, подкупа, админдавления. Кроме того, это и модернизация самой системы голосования, наказание за избирательные преступления и т. п.
В идеале избирательная реформа должна была бы минимизировать ключевые риски. Однако уже год парламент не может проголосовать за новый состав ЦИК. Более того, Рада даже на уровне комитетов не пытается рассмотреть долгожданный закон о выборах. Поэтому вопрос изменения избирательной системы в Украине сейчас находится на этапе «дискуссии», а в ВР нет голосов ни под один из семи существующих законопроектов о выборах.
В целом все ключевые решения в стране принимаются в кулуарном духе – после длительных уговоров и сбора подписей. Таким образом, многочисленные разговоры о коалиции сводятся к тому, какие бонусы удастся друг у друга выторговать. Можно сделать вывод, что реформу избирательной системы никто не собирается торпедировать. По крайней мере до тех пор, пока это не будет выгодно большинству политических групп в ВР.
Война или АТО?
Больше трех лет продолжаются боевые действия на Донбассе. Хотя официально войну никто не объявлял. До сих пор все это у нас называют АТО.
Секретарь СНБО Александр Турчинов заявил о том, что власть готова представить закон, где говорится об изменении формата «гибридного» противостояния с российским агрессором. В частности, речь идет о завершении АТО и признании части Донецкой и Луганской областей оккупированными. Это решило бы ряд важных для Киева вопросов. В первую очередь, ответственность за эту территорию и людей, там проживающих, понес бы оккупант – РФ.
Текст законопроекта никто до сих пор не обнародовал. Поэтому непонятно, предусматривает ли он введение военного положения и запрет в связи с этим выборов. Также до сих пор не ясна позиция Петра Порошенко относительно признания факта войны, даже гибридной.
Визовые двойные стандарты
Неоднократно в стенах ВР речь шла о введении визового режима с Россией, как и о национализации российских предприятий на территории Украины в качестве своеобразной компенсации причиненных нам убытков. Однако ни одна из этих идей не нашла воплощения на законодательном уровне.
Собственно, что такое реформа? Дословно – это «изменение формы». В российско-украинском противостоянии речь идет об изменении дипломатической и экономической формы диалога с оккупантом. В этом вопросе украинская власть заняла очень удобную для себя тактику двойных стандартов.
Визовый режим с Россией – компетенция Кабмина. На этом настаивает секретарь СНБО. Однако нардепы якобы планируют подать проект постановления о разрыве соглашения между Украиной и Россией по безвизовому режиму. Но планировать еще не значит сделать.
Пенсионная реформа
17 мая Кабинет министров Украины на своем заседании единогласно принял проект пенсионной реформы и передал его на рассмотрение Совета реформ. Ключевые пункты обещанной масштабной реформы предусматривают осовременивание пенсий, обеспечение бездефицитности Пенсионного фонда, избежание повышения пенсионного возраста, отмену особых условий выхода на пенсию (кроме военнослужащих), повышение соцстандартов и т. п.
Однако не было предусмотрено главного – перехода на второй уровень пенсионного обеспечения – накопительный. То есть в Украине и дальше будет действовать существующая солидарная система, правда с некоторыми нововведениями.
Это, по словам ряда экспертов, не решит проблему дефицита Пенсионного фонда. Ведь в Украине количество пенсионеров и рабочего населения несопоставимо. Система не справляется.
Стоит заметить, что при солидарной системе размер пенсий можно менять в ручном режиме – например перед очередными выборами. При накопительной этого уже не сделаешь. Так что реформа реформой, а политические интересы для наших народных избранников превыше всего.
Ожидается, что на последней пленарной неделе ВР если и рассмотрит пенсионную реформу, то частично. Однако эксперты считают, что там сосредоточатся только на мягком реформировании, в частности на осовременивании пенсий. А вот до непопулярного повышения страхового стажа до 35 лет руки могут и не дойти.
Медицинская реформа
6 июня ВР в первом чтении приняла один из двух правительственных законопроектов (№6327) – об изменении принципов финансирования системы здравоохранения.
Медреформа: чему еще не поздно поучиться у другихПроект закона предусматривает предоставление гражданам гарантированного пакета медицинских услуг и лекарственных средств за средства государственного бюджета.
Кроме того, законопроект должен сократить долю неофициальных частных платежей за медицинские услуги. Предполагается переход на закупку медицинских услуг через единого национального заказчика с 2018 года.
Как бы соблазнительно ни звучали обещанные изменения, о медицинскую реформу сломался не один десяток политических пик.
Да и общество разделилось на два лагеря – тех, кто поддерживает правительственные инициативы, и тех, кто их жестко критикует. Бесспорно, реформировать отечественную систему здравоохранения нужно. Единственный вопрос – какой путь выбрать. На него в экспертной среде пока не могут дать однозначный ответ. Как и не могут прийти к согласию и наши парламентарии. Однако именно эти законодательные изменения считаются приоритетными, политические аналитики считают, что к концу сессии они могут быть проголосованы.
Земельная реформа
Еще до 1 июля 2017 года Министерство аграрной политики и продовольствия Украины планировало подать в Верховную Раду законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Как сообщают в ведомстве, в законопроекте должны урегулировать вопросы купли-продажи, обмена и наследования земли. Ключевое — будет снят мораторий на продажу сельскохозяйственных угодий. Напомним, этот мораторий действует в Украине до 1 января 2018 года.
В ВР единой позиции по этому вопросу нет. Ведь земля – это яблоко раздора для ряда политических сил. Одни уверяют, что это товар, его в рыночных условиях стоит продавать, как остальные товары и услуги. Другие же уверяют, что в коррупционном государстве подобная реформа просто уничтожит аграрную сферу.
Немало украинских фермеров опасаются, что в связи со снятием моратория на продажу земли ее в основном скупят олигархи и иностранцы, а малый бизнес окажется вне конкуренции, ведь не обладает необходимыми ресурсами. Так или иначе, анонсированная реформа пока находится в подвешенном состоянии.
Кадровые вопросы
В воздухе висят две проблемы: Нацбанк и Кабмин. Валерия Гонтарева подала в отставку с должности председателя НБУ, ушла в отпуск, исчезнув с политического горизонта. Вместо нее в статусе и. о. главным банком страны руководит Яков Смолий.
Каникулы на носу: какие «хвосты» должна подтянуть Верховная РадаОднако в назначении руководителя Нацбанка от Рады мало что зависит – кандидатуру на согласование парламенту должен подать президент. Это не происходит и не понятно, состоится ли вообще этим летом.
Похожая ситуация и с правительством. В апреле завершился год иммунитета Кабмина, но отчет не обсуждался в сессионном зале, доверие или недоверие министрам и премьеру нардепы не высказывали. Как объясняют эксперты, в данном случае есть хитрости как чиновников, так и парламентариев. Первые хотят не только рассмотрения отчета, но и одновременного принятия программы на год и продления иммунитета. Нардепы не имеют ни достаточной поддержки Кабмина, ни достаточного количества голосов за его отставку.
Очевидно, торги будут продолжаться уже осенью. К тому времени и президент, имеющий поддержку самой большой парламентской фракции (формально 140 мандатов принадлежит БПП), может определиться со своим отношением к премьеру Владимиру Гройсману. Тот в последнее время вел свою политическую игру, вступив в переговоры с лидером «Народного фронта» Арсением Яценюком. Эксперты говорят, что президент этим был очень возмущен.
Что будет?
На самом деле семь пунктов – лишь часть важных вопросов, которые нужно решать на Грушевского. В последнее время добавились еще образовательная реформа и снятие неприкосновенности с ряда нардепов. Но пока что среди вышеуказанных реформ больше всего шансов на воплощение имеют пенсионная и медицинская.
Романия Горбач