Телетайп: внутрикомандная борьба без правил за переходящее ухо президента
Ну вот и все, трезвомыслящие сограждане и конформистские соотечественники, завершился президентский медовый пусть не месяц, а полгода, но все-таки конец
Высокорейтинговый и как бы всесильный президент Владимир Зеленский уже не условно, а фактически противопоставил себя всему политикуму Украины, демонстративно проигнорировав все мнения по рынку земли, кроме собственного. Мнения, в том числе, и вполне уместные, не отрицающие рынок, а настаивающие на продуманном и взвешенном подходе.
Да, всенародно избранный глава державы может устоять и даже выиграть в противостоянии с политикумом. Но для этого он должен опираться на активную патриотическую часть общества, а она сегодня — против Зеленского, подозревая его в капитулянтстве.
Для победы над политикумом необходима сплоченная команда, которой президент доверяет больше, чем себе, а Зе-команда сегодня ведет войну на уничтожение за влияние на президента, при этом взасос взаимодействуя с политическими врагами Зеленского для продолжения теневых схем бывшей власти. Примером тому втягивание в Раду Владимира Вятровича, назначение представителем президента в Кабмине Алексея Переверзенцева, доверенного человека Степана Кубива, а также непрозрачная схема то ли реорганизации, то ли приватизации Укрпатента, начатая при Петра Порошенко и завершаемая при Владимире Зеленском.
В таком раскладе президенту ничего не остается, как опираться на людей надежных, конкретных и знающих жизнь. Нет, не на гробовщиков. А на олигархов.
И — да, по слухам, Зеленский и его доверенные лица провели переговоры с Ринатом Ахметовым, Игорем Коломойским, Виктором Пинчуком на предмет поддержки президентского законопроекта по рынку земли.
Договоренности, как мы видим, сработали. И пусть вас не смущает неголосование «Голоса»: невнятность, переходящая в невменяемость, Святослава Вакарчука общеизвестна. Собственно, из-за нее он так и не решился баллотироваться в президенты Украины. В данном случае, поскольку голоса и так собрали, то договоренности с «Голосом» с учетом тамошних шатаний перенесли на второе чтение законопроекта — там они будут критически необходимы.
Стала отчасти известна и цена вопроса. Ахметов получил снижение рентной ставки за добычу нужным ему полезных ископаемых, то есть, будут рассчитываться все граждане Украины.
Вертикаль Пинчука-Сороса интересуют должности в антикоррупционной сфере, как минимум, влияние через конкурсные комиссии на тех, кто туда будет назначен. Речь не только о Виталии Шабунине. Виктор Пинчук и Джордж Сорос — прагматичные умные люди. И они смекнули, что их выдвиженцам не обязательно руководить всеми ресурсными министерствами и нести ответственность за результаты работы. Достаточно возглавлять антикоррупционные структуры, а через них втихую влиять на любое министерство и получать нужные решения. Профит! Но не наш с вами.
Сложнее всего с «хотелками» Коломойского. Его чрезвычайно беспокоит расследование, которое ведется против него в США. И он затеял натуральный шантаж Штатов в стиле «Что у Зеленского на уме, то у Коломойского на языке». Смысл его мессиджа, переданного через интервью «Нью-Йорк Таймс»: «Если США не хотят решать проблемы Украины (включая и его — ИВК — проблему!), то он повлияет на Зеленского насчет лечь под Россию. За 100 млрд долларов».
Блеф, разумеется, но чрезвычайно рискованный! Даже по запредельным меркам Коломойского. Но поскольку депутаты, тяготеющие к ИВК, вдруг поддержали законопроект по рынку земли вопреки своим прежним заявлениям, то Зеленский уже не имеет права препятствовать Коломойскому в его затеях.
Ну, и полагаю, кроме всего вышеизложенного, олигархат призвали делать взносы «на помощь голодающим беспризорникам». Поскольку разговоры о разносе конвертов депутатам «Слуги народа» в последнее время резко активизировались.
В таком раскладе результат правления Владимира Зеленского весьма предсказуем: власть олигархов устоит в очередной раз. А украинское общество в очередной раз потерпит поражение в своих стремлениях к справедливой успешной стране.
Уж не знаю кто, наверное, либертарианец Руслан Стефанчук, еще на этапе выборов убедил Зеленского, что рынок земли — это такая же успешная тема, как ленинский НЭП. Исходно летом планировалось договориться с Владимиром Путиным в «нормандском формате» и начать мирный процесс. А осенью ввести земельный рынок. В этом случае логика есть: окончание войны повышает потенциальную стоимость земли, особенно, в регионах, близких к зоне военных действий.
Но Владимир Путин, по сути настаивая на капитуляции Украины, затянул встречу. В результате телега резко на полкорпуса вырвалась вперед лошади. Причем, за это время добрые намерения украинской власти насчет торговли землей успели превратиться в обязательства перед внешними кредиторами.
И теперь неспособный объять необъятное президент занимается лишь землей, «нормандским» (или уже казахстанским?) форматом и укреплением депутатской дисциплины в собственной мегафракции.
Землю он, скорее всего, продавит и во втором чтении, но взамен получит серьезную оппозицию не только в Раде, но и в целом по стране. А затем и хроническую головную боль в ходе реализации своего земельного закона.
Шансы нашего президента на мирное урегулирование «по формуле Зеленского» в прямых переговорах с Путиным (и что его к нему так тянет?!) минимальны. С другой стороны, если встреча пройдет на условиях Кремля, то ВАЗу можно сразу отправляться в Ростов, не заезжая в Киев. И он, слава Богу, это понимает.
А насчет дисциплинирования «Слуг народа», то выборочные доплаты послушным и задержания родственников непослушных, как это отвратительным образом умудрились сделать с Анной Скороход (по запросу РФ от 2017 года!) плюс не скрываемое намерение ввести «крепостное право» в виде императивного мандата, обозначают прямой путь к депутатскому бунту. В виде измены — депутаты иначе бунтовать не умеют.
Потому что конверты, причем, еще более пухлые, депутатам СН могут доставлять и напрямую от олигархов, минуя слишком возомнившее руководство фракции. А как только в Раде сложится хотя бы ситуационное большинство, управляемое не с Банковой, то генпрокурор и прочие силовики сто раз подумают, стоит ли им закрывать собою провалы в работе с депутатами.
При этом все остальные — «неважные» — направления государственной работы Зеленский сбросил на свое окружение. И оно получило невиданную свободу действий. И часть Зе-команды, ошалев от возможностей, немедленно законтачила с опытными схемщиками предыдущей власти.
В таких условиях главной валютой для любого высокопоставленного чиновника становится возможность дотянуться до главного уха страны и нашептать, как неистово он блюдет президентские интересы, но для того, чтобы окончательно затоптать всех врагов, нужно президентское «добро» на один крохотный вопросик. Ну, вы понимаете...
Поскольку бюджетные потоки изрядно обмелели, то «вопросики» пересекаются. И в наваре оказывается тот, кто смог нашептать последним.
Вот почему в окружении Зеленского началась отчаянная и беспощадная борьба за «близость к царственному уху». Нас ждет множество скандалов, разоблачений и подстав. Но минимум слаженной конструктивной работы на благо общества.
P.S. Говорят, что Владимир Зеленский хочет президентствовать по чисто актерской формуле: «Когда я выйду на сцену, мне будут аплодировать, а когда буду уходить — плакать».
Вот только не стоит забывать, что плакать можно и от счастья.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»