Кто мешает «Самопомочи» взять и сделать
День Соборности – не лучшее время для демонстрации политической силой, родившейся во Львове, непреодолимости своего желания переписать коалиционное соглашение и уволить назначенного в правительство по квоте «Самопомочи» министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко. Кстати, стоит напомнить, что в декабре 2014-го Андрей Садовый, которому предложили вице-премьерский портфель в Кабмине Арсения Яценюка, в ответ поддержал выдвижение Натальи Яресько на пост министра финансов. Ее отставки соратники Садового сегодня не требуют, хотя и не поддержали проект государственного бюджета на 2016 год, промоутером которого по долгу службы была Яресько.
Что касается Алексея Павленко, увольнения которого решила потребовать «Самопомич», то его трудно назвать «человеком Садового». Это опытный финансовый менеджер, которого партия поддержала для своего формального представительства в правительстве. По ряду формальных признаков Павленко (образование, опыт работы, аполитичность) можно назвать протеже Бориса Ложкина, а не Андрея Садового. К тому же любой кадровый вопрос в парламенте решается 226 голосами, и пока трудно представить, что «Самопомич» располагает ими для увольнения Павленко.
Дело в том, что эта политическая сила несколько заигралась в оппозиционность в рамках коалиции. Подобные фокусы себе позволяют и другие миноритарные фракции парламентского большинства, но пока никто подобно Егору Соболеву не угрожал гранатой охране Верховной Рады. Замечу, что эксплуатация темы досрочного проведения выборов мэра Кривого Рога все больше напоминает политический моветон: слишком неожиданными оказались шансы на победу во втором туре Юрия Милобога, слишком слабыми – позиции «Самопомочи» в Кривом Роге, гипертрофированной оказалась и партийно-фракционная активность по этому вопросу – «самопомочные» сначала добились назначения выборов мэра Кривого Рога в марте 2016-го, а потом ушли в глухой отказ по другим вопросам внутри коалиции.
Представители «Самопомочи» многократно подчеркивали, что они новички в депутатском корпусе, поэтому продолжают учиться искусству парламентской демократии. Например, по вопросу конституционных изменений в части децентрализации партия использовала своего самого высокопоставленного представителя – вице-спикера Верховной Рады Оксану Сыроед. Та беспощадно бичевала и бичует своих коллег-депутатов, публично высказав надежду, что в парламенте не будет 300 предателей, способных поддержать упомянутые конституционные изменения. Даже с учетом права парламентария говорить то, что он считает нужным, и неоднозначности ситуации вокруг вопроса местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей риторика кажется малоприемлемой для продуктивной дискуссии. Впрочем, соратников Андрея Садового всерьез беспокоит перспектива создания института префектов, способного ограничить вольницу представителей муниципальной власти и значительно усилить власть президента в регионах.
Латентная оппозиционность «Самопомочи» была востребована до появления на политической арене более ярких игроков. И Михаил Саакашвили, беспощадно бичующий коррупционные реалии современной Украины, выглядит сегодня обладателем куда более радужных электоральных перспектив, чем Садовый, который за годы работы мэром Львова не раз был фигурантом коррупционных скандалов. Кстати, на последних местных выборах Банковая не допустила избрания Андрея Ивановича мэром Львова в первом туре, что является достаточно показательным фактом. Энергичное проталкивание Виталия Кличко на пост главы Ассоциации городов Украины, вызвавшее возмущение Садового, выглядит на этом фоне продолжением укрощения «Самопомочи».
Президентские амбиции Андрея Садового не являются секретом для всех, кто интересуется актуальными трендами украинской политики. Именно в 2016-м Андрею Ивановичу придется обозначить свое стремление более или менее официально, чтобы начать не просто обрастать союзниками, но и демонстрировать способность побеждать на общенациональном уровне. Начало 2016-го показало, что в команде действующего президента конкурента увидели, восприняли всерьез и будут противодействовать усилению его влияния.