Не потому, что свои. О выборе позиции в политическом конфликте
Поводом для этих заметок стала реплика московского писателя Дмитрия Данилова. Интересный, между прочим, писатель – талантливый, своеобразный. Как сказал русский классик, с необщим выраженьем лица.
К моему большому сожалению, политические взгляды Данилова мало чем отличаются от официальной позиции Кремля. В Крыму, полагает он, не аннексия, а народное волеизъявление, на Донбассе не инспирированный Россией вооруженный конфликт с использованием российского оружия и непосредственным участием российских войск, а внутриукраинская гражданская война. Прочие мнения Данилова об Украине отдают все той же унылой киселевщиной.
Иногда я не выдерживаю и вступаю с Димой в малопродуктивные дискуссии. Понятно, что два взрослых человека с давно сформировавшимися воззрениями вряд ли могут что-либо друг другу доказать. Тем не менее даже в почти безнадежных спорах порой рождается если и не истина, то важные смыслы.
В одном из недавних разговоров у Данилова проскочила одна весьма показательная фраза. Цитирую не дословно, по памяти: «Ты все равно будешь поддерживать своих». В смысле украинцев.
Вот-вот, подумал я. В этом-то все и дело.
Похоже, Дима искренне считает, что в нынешней ситуации я поддерживаю Украину потому, что украинцы для меня свои. Показательно, что при этом он так же искренне недоумевает, как может выступать на стороне украинцев такой русскоязычный человек, как я.
Данная позиция предполагает, что в каком-либо конфликте индивидуум непременно занимает сторону группы, к которой он принадлежит. Что его взгляды определяет прежде всего формальная идентификация – национальная, религиозная, классовая, региональная, профессиональная и т. д.
Если исходить из этой позиции, мое положение может показаться шизофреническим. Украинец по гражданству, русский по языку и культуре, еврей по национальности… Ты чьих будешь, хлопец? За каковских вписываешься?
Неудивительно, что для отечественных национал-радикалов, у которых главным определяющим маркером является язык, а иногда и, прости господи, генотип с фенотипом, я такой же враг, как и для российских шовинистов. Наверное, мое следующее чистосердечное признание даст шароварным патриотам отличный повод для злорадства.
Итак, признание. Я за Украину не потому, что украинец по гражданству и месту жительства.
Я за Украину, потому что она права.
А Россия не права. Причем категорически. Потому что Россия захватила одну территорию чужого государства и разожгла войну на другой. Потому что Россия в ее нынешнем состоянии – агрессор, лжец, самодур и мракобес.
Живи я сейчас в России, я бы тоже был за Украину и против России. Дело в том, что общечеловеческие ценности лично для меня важнее групповых. Как сказал Томас Венцлова, «если выбор стоит между нацией и правдой, нацией и свободой, я выбираю правду и свободу».
И за Майдан я был по той же самой причине. Потому что на Майдане шла борьба за правду против вранья. За свободу против узурпации власти. За справедливость против чиновничьего своеволия. За демократию против авторитаризма.
Не против русских, нет – принимать за политические лозунги дурацкие кричалки могут только очень недалекие люди. Не против русского языка – Майдан был наполовину русскоязычным и требований к власти по языковой политике не выдвигал.
Но, безусловно, против российского влияния. Потому что российское влияние сейчас – это вранье, узурпация власти, чиновничье своеволие и авторитаризм. Причем все более жесткого и глупого образца.
Однако пресловутых 86 процентов россиян все вышеперечисленное не больно-то и колышет. Их приоритетом стало мнимое величие государства, состоящее в способности показать всему миру кузькину мать, утвердить свои амбиции посредством грубой военной силы и демонстративного пренебрежения международным правом.
Уже тысячу раз говорилось, что данный конфликт не национальный, а цивилизационный. Но мне кажется, тысячу первый раз повторить не мешает.
Причем не только для Димы Данилова, но и для нас самих.