«Это смерть экономики»: почему Зеленскому нельзя объявлять борьбу с черным рынком
Мне довелось в одном сетевом издании прочитать призывы большого бизнеса новой власти с требованием начать беспощадную войну с теневой экономикой. Мне всегда казалось, что бизнесмены должны обладать умением помнить об ошибках. Оказалось, что нет, желание раздавить конкурентов у них гораздо сильнее здравого смысла.
Они готовы начать борьбу за экономический коммунизм («Весь мир насилья мы разрушим, до основания, а затем…»), не понимая, что эта борьба, даже при идеальном для них исходе, очень сильно потом ударит по ним сим. Увы, глупость человеческая не имеет предела, пишет новостной портал Хвиля.
А ведь такое уже было в нашей недавней истории. В январе 2005 года, только пришедший к власти Виктор Ющенко, заявил о первоочередных задачах своего правления. И тогда у него впервые прозвучала эта идея: борьба с «чёрным» рынком. Характерно, что во время своей избирательной кампании он об этом не говорил. Ведь и избрание Виктора Ющенко, и сам Майдан 2004 года, во многом опирались именно на малый и средний киевский бизнес. И у Ющенко хватало тогда ума не касаться этой острой темы. Точнее, с мозгами у Виктора Андреевича всегда были проблемы, но его окружение старалось избегать этой темы. Но, став президентом, он с радостью сел на своего любимого конька. Именно поэтому я, прочитав тогда его выступление, написал в киевском журнале Политик Нолл, что можно ставить крест на президентстве Виктора Ющенко. Увы, я оказался прав.
Представители крупного бизнеса, которые не могут конкурировать с малым бизнесом, работающим в «чёрной» и «серой» сфере, видят для себя спасение в борьбе государственных органов с «чёрным» рынком. На самом деле, это пиррова победа, так как в результате этой борьбы неизбежно нарастает политическое бессилие бизнеса.
И все потому, что абсолютно неправильно поставлен вопрос. Проблемой страны НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «чёрный» рынок. Это следствие. А те, кто воюют со следствием, неизбежно проигрывают в главном.
Почему у нас силён «чёрный» рынок? А потому, что полностью бесправен бизнес. Потому, что чиновник не отвечает за свой произвол. Подавляющее большинство представителей малого бизнеса заинтересованы в чистом белом рынке. Но…
Вопрос о белом рынке может быть поднят только ПОСЛЕ того, как законодательство будет создаваться во имя бизнеса, а не во имя чиновника. Когда существует реальная защита собственности имущества. Когда произвол можно наказать, а чиновник или силовиков несёт прямую финансовую ответственность и за произвол, и за материальные убытки, и за утраченную возможную прибыль.
Категорически нельзя даже объявлять борьбу с чёрным рынком до тех пор, пока бизнес не защищен. Конечно, крупные фирмы, большой бизнес имеет мощное политическое прикрытие. Он может себе позволить либо игнорировать произвол чиновников и силовиков, либо серьёзно он противостоять. Малый и средний бизнес, не связанный с местной властью, абсолютно бессилен. Для него чёрный рынок – единственная возможность существования.
Совершенно очевидно, что в наших условиях начало борьбы с «чёрным» рынком означает фактическую ликвидацию экономических реформ. Не нужно никаких иллюзий: если борьба с «чёрным» рынком начинается ДО реформирования налоговой системы, до создания эффективной судебной защиты собственности и имущества, до введения наказания за беспредел силовиков и чиновников и т.д, то это смерть экономики.
Леонид Штекель, Хвиля