Николай Томенко о недопущении во второй тур пророссийских кандидатов и запрете фонтанов
Почему Конституцию надо не менять, а выполнять, что может стать пропуском во власть, где политики должны брать деньги, чтобы не быть куклами олигархов, и какие наихудшие расклады ждут украинцев во втором туре, рассказал гость Politeka Online Николай Томенко, лидер партии «Рідна країна»
Возможна ли новая честная власть без новой Конституции
Не просто возможна, а необходима. Сложность нынешней повестки дня или текущего политического момента заключается в том, что нас снова заводят в ошибочную стратегию и логику политического процесса. Мы живем в предвыборном году. Люди хотят изменить ситуацию, улучшить качество жизни. Сегодня задан сказочный и неправильный алгоритм: когда будет новая Конституция, принятая украинским народом на референдуме, моральными авторитетами и т.д., то заживем мы честно и богато.
Это ерунда, ведь сегодня наша самая большая беда — несоблюдение Конституции, абсолютный правовой нигилизм и безответственность.
Вчера была дискуссия о так называемой игорной мафии под эгидой лотерей. Я напомнил, что в 2009 году приняли закон, запрещающий игорный бизнес в Украине. В тексте закона был 4 пункт, предусматривающий внесение Кабмином в течение трех месяцев в ВР законопроект, который будет определять специально отведенные зоны для игорного бизнеса, как это работает во всем мире. Этот закон 10 лет никто не выполняет: от правительства Юлии Тимошенко до правительства Азарова, Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана.
У нас несколько миллиардов долларов в черном нале крутятся. Это деньги, которые не облагаются налогами — для политической коррупции, подкупа, бизнеса и тому подобного.
Таких примеров множество. Беда в том, что закон не выполняется. Если изменят Конституцию, люди не изменятся, психология не изменится. Проблема в соответствии. Ездить в маршрутке в Киеве и не брать билет — это беда. Это свидетельствует о том, что нет мышления гражданина, налогоплательщика. Куда идут эти деньги? Никто за это не отвечает.
Моя повестка дня — навести порядок, соблюдать Конституцию, ввести жесткую ответственность за ее невыполнение. Это могут сделать только порядочные, образованные, патриотические и честные люди. Я не отрицаю, что в перспективе какие-то нормы Конституции надо урегулировать, потому что они устарели. Но речь идет не об общей концепции. Зачистить все сейчас — это чистый ленинизм. Нельзя людей обманывать, это утопия. Я против утопий, за реалистичные, конкретные, прагматичные шаги, которые уже улучшают жизнь.
Где искать новых эффективных людей, которые работали бы во власти
Вторая особенность президентской избирательной кампании заключается в том, что люди до сих пор ждут, как и во времена Шевченко, Вашингтона или Богдана Хмельницкого. Сегодня самая большая беда — тотальное разочарование в политиках. В теории люди хотят что-то новое, но не знают, где это новое взять. В Киеве все в свое время сотрудничали с Черновецким, делили с ним землю. В реальной жесткой оппозиции был я и часть команды «Рідної країни». Нельзя думать, что если молодой — то будет честно работать. Есть и молодые коррупционеры. Сегодня нужно продумать профессиональные параметры. Я говорю о коллективном портрете будущего президента Украины.
У каждого есть свои преимущества. Например, все знают, что Томенко — специалист в гуманитарной сфере, меньше специалист в экономической сфере, поэтому вопросами экономики будет заниматься, условно говоря, Петренко, обороной — человек, прошедший военные действия на востоке. Ориентироваться нужно не на то, что кто-то симпатичный, кто-то хорошо поет, кто-то хорошо говорит, а на команду с четкой программой, где по пунктам расписано, как и что надо делать. Я уже год говорю, что сначала должна быть стратегия и программа, затем — команда, а уже потом будем выбирать кандидата в президенты.
Я критикую стратегический тренд Тимошенко о новой Конституции, но она представила экономический курс. Это документ, где написано, как надо делать. Это хороший пример, лучше бы все кандидаты показали свои проекты, что делать в экономике, обороне, как возвращать Крым и Донбасс. Мы должны это навязывать, требовать, потому что без содержательной дискуссии будет пшик или очередное разочарование.
Вокруг кого и чего готов объединиться Николай Томенко и его политическая сила
Вокруг ценностей, идей, программы и команды. Сегодня нас пытаются загнать в тупик наличием двух альтернатив: либо действующая власть, или фан-клуб Путина. Якобы есть проукраинская сила вокруг Петра Порошенко, а все остальные путинцы. Это путь в никуда.
У меня нет сомнений, что Порошенко хочет, чтобы в Украине было лучше, но он, к сожалению, 4 года потратил на то, чтобы ему, его друзьям и бизнесу было лучше.
Его лозунги говорят об армии. Количество квартир для военнослужащих катастрофически мало, надо переоборудовать казармы и тому подобное. Армия создается делами, а не лозунгами на бигбордах. Если вы за 5 лет не справились как президент — до свидания. Пророссийские силы — мои враги, политические оппоненты и тому подобное. Но это не значит, что нет третьей альтернативы. Мы ее позиционируем как украиноцентризм, еврореализм. С теми людьми, которые думают, как развивать Украину и делать ее европейской, мы готовы объединяться.
Матрицу надо выстраивать на том, что мы делаем, а потом привлекать максимальное количество людей. Что мы хотим, как провести демократические выборы, кого мы видим в команде? Я готов дебатировать с кандидатами в президенты о том, как выстроить работу. С некоторыми мы общаемся, но я не вижу в них мышления в категориях стратегии. Еще время есть, я надеюсь, что нам удастся выстроить альтернативу — украинскую, европейскую, профессиональную.
О возможных намерениях баллотироваться на пост президента
Команда Общественного движения «Рідна країна» будет в президентском процессе. Мы говорим о правилах игры, повестке дня президентских выборов, о том, как вести переговоры. Я — кандидат в кандидаты в президенты, который предлагает, как надо действовать. Окончательное решение примем в декабре. Надо определить союзников, решить вопрос с системой финансирования.
Мы не олигархическая партия, будем запускать механизм, как нас поддержать, чтобы люди гривну или 100 гривен могли переводить во власть — людям, которые не имеют кукловодов.
Руководство «Самопомощи» говорит, что все депутаты изменили и стали коррупционерами. Это требует анализа. Мы стараемся сделать так, чтобы команда не зависела от одного человека.
Почти 20% опрошенных поддерживают меня на выборах мэра Киева. Это вдохновляет киевскую команду и означает, что мы правильно работаем. Мы не беремся фотосессию Томенко размещать на бигбордах по всей стране. Мы производим смыслы, проекты и программы. Если найдем команду — будем баллотироваться в команде, если нет — будем продвигать наши идеи.
О возможности второго тура Порошенко-Тимошенко: кто меньшее зло
Я делаю все, чтобы такого второго тура не было. Еще более худший вариант — Порошенко и условный Юрий Бойко. Мы заслужили во втором туре выбирать из более приемлемых альтернатив.
Мы должны сделать все, чтобы во втором туре не было представителя власти и пророссийского кандидата.
Тогда будет больше меню для выбора. У Тимошенко есть шансы попасть во второй тур. На сегодня у меня нет симпатика, потому переговоры, дискуссии продолжаются, я отвечаю за себя и свою команду.
О бюджете на 2019 год
В Общественном движении «Рідна країна» есть проект «Наш бюджет под общественным контролем». К сожалению, наши граждане не мыслят категорией налогоплательщика, а политики не понимают важность этого документа. Если не менять Конституцию, то следующий по значимости документ — это бюджет.
Я позиционирую проект, зарегистрированный 15 сентября, как избирательный бюджет в интересах власти, а не в интересах страны и людей. Есть вещи, четко расписанные под определенные программы, которые можно выполнить во время избирательной кампании.
Статья 96 Конституции гласит, что надо подать до 15 сентября проект бюджета, а вместе с ним — доклад об исполнении бюджета. Никто не подал. У нас задолженность образовательной правительственной субвенции для г. Киева — 865 млн. Если ее не компенсируют, в ноябре-декабре встанет вопрос, как финансировать школы и платить зарплаты.
Сегодня базовые параметры бюджета на 2018 год не выполнили. Почему силовые структуры в геометрической прогрессии надо финансировать? Раскрытие убийств, краж — нулевое, а выплаты увеличиваются. У нас есть Государственная служба охраны должностных лиц. В 2015 году на ее содержание мы платили 431 млн, а в 2019 году заложено 1 млрд 203 млн. На СБУ, Генпрокуратуру, МВД за четыре года расходы выросли в четыре раза. Взносы в программу ЕС о конкурентоспособности малых и средних предприятий и на финансирование органов СНГ — 55 млн. Если вы 5 лет обещаете, то надо уже что-то сделать, хотя бы выйти из этого несчастного СНГ.
Социология, социальная реклама, аналитика не могут финансироваться из бюджета.
Многие сферы реформируют по сто раз за бюджетные средства. Задекларированное повышение зарплат педагогов, медиков в 2019 году не произойдет в цифрах, которые заложены. Мы страна, которая воюет, поэтому я запретил бы фонтаны, салюты, дни города за бюджетные средства. Бюджетная дискуссия должна быть ключевой, потому что она определяет следующий год. Избирательный бюджет должен быть не для чиновников, а для государства, в интересах людей. У нас есть вузы, где доцент получает 5-6 тыс. гривен зарплаты. О каком престиже образования идет речь? Инвестировать надо в человека.
Напомним, более образованные и активные: чем украинские верующие отличаются от «русского православного мира».
Как писала Politeka, мафиозный спрут переплелся с властью: Гриценко объяснил, почему в Украине нападают на активистов.
Также Politeka писала, что делают еще циничнее: Томенко раскрыл дерзкую схему киевских застройщиков.