Дмитрий Фирташ: «газовый король» в бегах
Биография
Дмитрий Фирташ родился 2 мая 1965 года в селе Богдановка (сейчас Синьков), Залещицкий район, Тернопольская область.
Семья
Женат, отец троих детей.
Образование
1982-1984 — Краснолиманское железнодорожное профтехучилище, затем Национальная академия внутренних дел Украины.
Карьера и бизнес
1984-1986 — служил в армии
После армии вместе с женой Людмилой Грабовецкой выращивали на продажу помидоры, розы, разводили песцов.
Работал водителем в пожарном отделении Черновицкой обувной фабрики.
В начале 1990-х продавал водку.
1993 — наладил торговые связи со среднеазиатским регионом и организовал поставки продовольствия в обмен на туркменский природный газ.
1995 — арестован по подозрению в контрабанде крупной партии спирта.
1996-1999 — жил в Германии
2002 — создал компанию EuralTransGas. Приобрел предприятия «Нитроферт» (Эстония) и «Таджик Азот» (Таджикистан), производящие минеральные удобрения.
2002 — участвовал в выборах в парламент по списку Всеукраинского политического объединения «Женщины за будущее».
2003 — в Венгрии основал компанию Emfesz для развития газового и энергетического бизнеса.
В том же году стал акционером ОАО «Ривнеазот».
2004 — совместно с российским «Газпромом» создал компанию «Росукрэнерго» и приобрел австрийскую компанию Zangas Hoch — und Tiefbau GmbH, специализирующаяся на строительстве газопроводов и инфраструктуры.
В том же году стал главным акционером Крымского содового завода и «Крымского титана».
2007 — основал частную международную группу компаний Group DF.
2010-2011 — начал процесс объединения украинских азотных предприятий. Стал владельцем «Концерна« Стирол »,« Северодонецкого объединения «Азот» и черкасского «Азота».
2011 — стал акционером «Надра Банка».
2013 — приобрел компанию Inter Media Group Limited.
2011 — избран председателем совета Федерации работодателей Украины.
В марте 2014 власти Австрии задержали Фирташа в Вене по запросу ФБР.
Компромат и слухи
От помидоров до газа
Что такое бизнес, Дмитрий Фирташ знает с детства. Основным источником дохода его семьи теплицы, в которых выращивали помидоры. В сезон семья имела 5-6 тысяч рублей дохода. В то время на эти средства можно было купить «Жигули».
Однако, после службы в армии, Дмитрий Васильевич не стал продолжать дело родителей. Он поехал в Черновцы, где устроился водителем в пожарное отделение Черновицкой обувной фабрики. Но бизнес-жилка давала знать о себе. Официальной зарплаты Фирташу было мало и он пидторговував на стороне крадеными валенками. Когда его «бизнес» разоблачили, то хотели возбудить уголовное дело, но по Фирташа заказал знакомый отца — начальник пожарной охраны города Юрий Гулей.
Гулей поддержал его и после освобождения. Подарил автомобиль и привлек к торговле сахаром и бензином. В середине 1991 порекомендовал своим партнерам Марина Калиновская, ее мужу Зиновию и брату Петру Москалю. Калиновски торговали консервацией и соками. Бизнес разрастался и скоро Фирташ вытеснил из него мужчину и брата Калиновской.
Впоследствии он нашел выгодную дело, чем торговля соками, и наладил бизнес по продаже водки.
Однако, летом 1995 года у него возникли проблемы. Фирташа арестовали по подозрению в контрабанде крупной партии спирта. В СИЗО он провел три месяца.
Кстати, в 2002 году Калиновская и Фирташ в интересах бизнеса даже взяли фиктивный брак, который через несколько лет закончился скандалом с разделом имущества.
Однако, в то время, их дела шли вверх, особенно после создания фирмы КМИЛ.
С 1992 года Дмитрий Васильевич начал ездить в Москву с целью поисков новых партнеров. Там он познакомился с лицом из Туркменистана. Таким образом, в 1993 году появились схема Фирташа — «продукты в обмен на газ».
Конечно, выйти на рынок энергоносителей просто так невозможно. КМИЛ не обладала активами, чтобы торговать газом в масштабах страны. Первый газовый контракт фирме помог получить Владимир Галаздра — член правления Полтавского ГОКа и директор небольшого предприятия «Бари», которое в 90-х было частью империи «Интергаз» Игоря Бакая. Именно в Бакая и была квота на поставку газа в Украину. Итак, Фирташ поставлял продукты в Туркменистан, там покупал газ, а затем перепродавал топливо Бакаю в Украине.
В 1998 году Бакай инициировал создание НАК «Нафтогаз Украины» и стал первым председателем правления. Однако в газовой схеме Украина-Туркменистан «Нафтогаз» не участвовала. Все делали через мелкие посреднические фирмы. Распределение топлива происходил следующим путем: НАК поставляла газ в «некоммерческий» сектор: бюджетным организациям, облгазам, госучреждениям, а вот прибыльный промышленный сектор принадлежал мелким посредникам. То есть, государству от поставок оставался мизер, а Бакай и Фирташ клали в карман миллиарды.
Вскоре КМИЛ получил предложение о сотрудничестве от крупнейшего газового трейдера — компании «Итера» и ее руководителя Игоря Макарова. Для обеспечения совместных схем по поставке продовольствия в Туркменистан в 2001 году на Кипре была зарегистрирована компания Highrock Holding Ltd, директором которой был назначен Фирташа.
В 2002 году «Газпром» и «Нафтогаз» подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое должно было заниматься транзитом туркменского газа. На следующий день по указанию Фирташа была создана компания Eural Trans Gas. Позже она и стала первым газовым монополистом и посредником в поставках туркменского газа.
А уже через два года произошла смена посредника — Eural Trans Gas на RosUkrEnergo.
Причиной такого шага стали обвинения Eural Trans Gas в связях с одним из самых одиозных авторитетов криминального мира — Семеном Могилевичем.
«Тень» Могилевича
«Тень» Могилевича преследует Фирташа до сих пор. Его сомнительный связь с ним стал поводом для интереса к личности Дмитрия Васильевича со стороны американского Федерального бюро расследований. По его запросу 12 марта 2014 австрийские правоохранители задержали олигарха в Вене.
Федеральная полиция Австрии сообщила, что Фирташ находится в розыске с 2006 года. Его обвиняют во взяточничестве, в частности, он якобы заплатил $ 18 млн индийским чиновникам для получения разрешения на разработку месторождений титана в Индии, а также в создании преступного сообщества.
Дмитрий Васильевич провел в тюрьме десять дней. Его выпустили под подписку о невыезде из Австрии под залог в 125 млн евро.
Не газом единым
Кроме газового сектора, Фирташ вкладывал деньги в химическую отрасль. Первыми в 2002 году он купил «Таджик Азот» и «Нитроферт». Через год газовый магнат стал акционером ОАО «Ривнеазот», которое стало лидером в Украине по производству минеральных удобрений.
В 2004 году Дмитрий Васильевич стал главным инвестором «Крымского содового завода» и «Крымского Титана». В этом году все химические активы он объединил в холдинг OSTCHEM.
Расцвет бизнеса Фирташа пришелся на время президентства Виктора Януковича. В 2010 году он начал объединять все украинские азотные предприятия, чтобы вывести их на мировую арену. Скупил «Концерн «Стирол», « Северодонецкое объединение «Азот» и черкасский «Азот». Так Фирташ стал владельцем-монополистом, самостоятельно контролировал государственные заводы.
Однако на этом олигарх не остановился. Он скупил акции облгазов в десяти областях Украины. Таким образом, стал контролировать треть энергорынка государства. Конечно, без поддержки власти реализовать подобное невозможно. А Фирташ имел своих людей: кум Юрий Бойко руководил Минэнерго Сергей Левочкин возглавлял президентскую администрацию, а Валерий Хорошковский — СБУ.
Впоследствии, чтобы обслуживать все свои предприятия, Фирташ выкупил контрольный пакет акций «Надра Банка».
В декабре 2008 года тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что банк «Надра» получил рефинансирование НБУ в размере 7100000000 грн и направил большую часть этих средств на покупку валюты, что стало одним из факторов ускорения девальвации гривны. По ее мнению, «Надра Банк» находился в сговоре с Нацбанком для спекуляций на валютном рынке.
Как и многие другие олигархов, Дмитрий Васильевич не устоял перед соблазном получить и собственные медиаактивы. В феврале 2013 года одна из его компаний приобрела Inter Media Group Limited, объединяющая телеканалы «Интер», «Интер +», К1, К2, «Мегаспорт», НТН, «Пиксель», «Enter-фильм» и Zoom.
Семейные дела
В 2007 году пасынок Фирташа Сергей Калиновский на скорости 160 км не справился с управлением своего спорт казнь и врезался в припаркованные «Жигули».
На месте погиб водитель «Жигулей» — прапорщик внутренних войск Владимир Куликовский, и подруга Калиновского Анастасия Бронникова. Расследование дела было странным. Жена погибшего прапорщика отказалась от иска. С авто, которое находилось под охраной, кто снял бортовой компьютер и перерезал тормозные шланги, чтобы экспертиза не смогла установить реальную скорость. Калиновского все же взяли под стражу, но сразу отпустили. Через несколько дней его задержали в аэропорту Жуляны. Калиновский оказался в больнице, а потом исчез. Сейчас он находится в международном розыске. Однако источники утверждают, что он живет в Киеве с женой и ребенком под другой фамилией.
Декларация
2006 — журнал «Корреспондент» в рейтинге 30 самых богатых украинский поставил Д. Фирташа на 8-е место. Эксперты компании Dragon Capital оценили тогда его состояние в $1,4 млрд..
2008 — журнал «Фокус» в рейтинге самых богатых украинский присудил ему 11-ю позицию, оценив активы в $1,71 млрд.
2013 — занял четвертое место в рейтинге журнала Фокус самых богатых украинский с состоянием в $ 3,327 млрд.