Пацаны, мы — сироты: единственный генерал, которого уважали все, отдал жизнь за Украину
В этот день на Донбассе погиб легендарный генерал-майор Сергей Кульчицкий, который был для бойцов вторым отцом
Кульчицкий погиб 2014 года и в то время был единственным офицером в звании генерала, который отдал свою жизнь за Украину, сообщают в фонде помощи украинским военным «Вернись живым».
«Когда генерал-майор Кульчицкий погиб, среди нас прозвучала фраза: «Пацаны, мы — сироты». Мы понимали, что таких офицеров — единицы, и те моменты в возрождении Нацгвардии, которые он начинал, никто не станет дорабатывать», — рассказывает военнослужащий батальона оперативного назначения НГУ Иван Дацко.
Он был одним из тех, кто ушел воевать на Донбасс сразу с Майдана — в первом добровольческом формировании Украины, которое сейчас носит имя своего основателя — Героя Украины, генерал-майора Сергея Кульчицкого.
«Мы — первые, кого учил Сергей Петрович. На Майдане еще в марта 2014 озвучили, что будут сформированы добровольческие батальоны, и мы не колебались — поехали. Нас было более 500 человек, которые попали на базу в поселок Новые Петровцы. Ускоренный курс обучения проходил под руководством генерала Кульчицкого. Впечатления он составлял одно — офицер, каких мало. Он подходил еще под какие-то наши детские представления, потому что все мы выросли на книгах о военных, людях чести», — говорит Дацко.
Он вспоминает: генерал присутствовал на учениях, общался с бойцами на полигоне, подсказывал и помогал.
«Были моменты, когда инструкторы пытались делать все по уставным канонам, например, подход-отход к оружию с докладом. А он был против, больше отмечал оттачивание практических моментов. Как говорится: «Красив в строю — силен в бою»? Так вот генерал понимал, что это на войне не работает», — говорит нацгвардиець.
Бойцы добровольческого батальона приняли присягу 5 апреля, а уже 15-го выехали на Донбасс. Первый бой они приняли 2 мая в Славянске. Все это время генерал-майор Кульчицкий был вместе со своими подчиненными.
«Мы же тогда требовали, чтобы нас скорее отправили на Донбасс. Перед тем, как уехать в зону АТО, генерал в шутку сказал нам: «Воевать с вами для меня — честь, но служить я бы с вами не хотел». Мы немного не вписывались в каноны службы — сборище «махновцев». Наш порядок не подпадал под статус Вооруженных сил, а он, человек военный, понимал, что дух и мотивация зашкаливают, но навыков, опыта и дисциплины не хватает», — рассказывает боец.
В мае на Донбассе оказались два блокпоста, доступа к которым при боевых действиях не было почти ни у кого, — у горы Карачун близ Славянска. Там расположились силы Нацгвардии, 95-й и 25-й десантных бригад. Боеприпасы и воду военным доставляли вертолетами. Каждый борт сопровождал генерал-майор Кульчицкий.
«Он находился в штабе АТО, но каждый день посещал тот или иной клапан, где находились люди: доставлял боеприпасы, еду. Всегда спрашивал у ребят о потребностях, состоянии, настроении, подсказывал, где лучше выставить «секрет» или окопаться. Представляете себе напряжение, когда 500 майдановцев разместили в ВВшной части? А руководству — надо отдать должное — удавалось делать так, чтобы серьезных прямых конфликтов не возникало. Сергей Петрович — единственный офицер, которому майдановцы отдавали честь, он был большим авторитетом для нас», — вспоминает Иван Дацко.
В тот день, 29 мая 2014, генерал-майор, как всегда прибыл на позиции вертолетом, который привез воду и боеприпасы. По обычаю поздоровался с бойцами, спросил, как дела, познакомил со своим новым заместителем.
«Сказал нам: «Держитесь, скоро уже будет ротация». Затем его борт поднялся, а мы поотворачивались, сели покурить и попить воды. Слышим — хлопок. С пулеметной точки крикнули, что подбили борт. Мы увидели, как он начал падать в сторону сада. Сразу схватились, кто что схватил — автомат, броню — и побежали ту сторону. Два с лишним километра через сады, заросли. Первым нашли бортмеханика Сашу Макеенко. Он был в сознании, успокоили его. У нас не было ни аптечек, ни жгутов — только шнуровки от берцев», — говорит нацгвардеец.
Под шум стрельбы и взрывы бойцы заняли позиции по периметру и начали искать других членов экипажа вертолета. Тогда еще их не покидала надежда найти всех живых.
«Дальше уже было неприятно: остатки борта, разбросанные боеприпасы, разбросанные ребята… Никого, кроме Сашки, больше спасти не получилось», — вспоминает боец.
Сергей Кульчицкий стал единственным офицером в звании генерала, который отдал свою жизнь за Украину. Позже генерал-майора посмертно присвоят заместителю начальника Восточного регионального управления Государственной пограничной службы Украины полковнику Игорю Момоту (погиб 11 июля 2014 у поселка Зеленополье на Луганщине) и командиру 21-й отдельной криворожской бригады охраны общественного порядка НГУ Александру Радиевскому (23 июля 2014 , город Лисичанск).
Батальон оперативного назначения имени Сергея Кульчицкого до сих пор выполняет боевые задачи на Донбассе.
Источник: Politeka