Руслан Рябошапка: главный антикоррупционер в “команде Зе”
Руслан Рябошапка больше пятнадцати лет работает в сфере борьбы с коррупцией. Перед выборами он примкнул к Владимиру Зеленскому, так как считает его не вмонтированным в государственную систему, поэтому и имеющим все шансы ее разрушить
Биография
Руслан Георгиевич Рябошапка родился 14 октября 1976 года в поселке Зеленогорское Одесской области.
Образование
За высшим образованием Руслан Рябошапка отправился в столицу. Диплом юриста он получил в Международном Соломоновом университете.
Семья
Младшая сестра — Людмила Рябошапка. На четыре года младше брата. Как и Руслан, имеет юридическое образование. Окончила в 2004 году Академию адвокатуры Украины.
Почти пятнадцать лет (2002-2016) Людмила работала в “Укрзализныце”, а точнее в ее филиале — Юго-Западной железной дороге, где доросла до должности руководителя юридического отдела. В 2009 году получила адвокатское свидетельство. Замужем. Супруг — Александр Нечваль.
Жена — Олеся Бартовщук. Также имеет диплом юриста. Живет в Страсбурге, где работает в Европейском суде по правам человека.
У Рябошапка и Бартовщук трое сыновей (Тимур, Марк, Лука), которые родились во Франции. Поэтому имеют гражданство этой страны.
Карьера
После окончания университета Руслан Рябошапка в течение трех лет работал на различных должностях в Государственном департаменте по вопросам исполнения наказаний.
В 2001 году он перешел на работу в министерство юстиций. На протяжении девяти лет Рябошапка занимал руководящие посты в департаментах ведомства.
В 2010 году удостоился звания Заслуженного юриста Украины.
С 2010 по 2013 год Руслан работал в Секретариате Кабинета Министров, который тогда возглавлял Николай Азаров. В Секретариате он занимался вопросами антикоррупционной политикой, а позже юридическим обеспечением правительства.
Затем полгода, с октября 2013 по март 2014 года он вновь занимался антикоррупционными вопросами. Однако теперь в неправительственной организации Transparency International Украина.
После Евромайдана Рябошапка получил должность заместителя министра юстиций Павла Петренко.
В марте 2016 года он стал членом Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. Однако через пятнадцать месяцев, в июне 2017 года он написал заявление об увольнении.
Причиной ухода Руслана из НАПК стало отсутствие реакции со стороны руководства на его сигналы о необходимости принятия кардинальных мер по “реанимации” агентства.
Перед президентскими выборами 2019 года он стал членом штаба кандидата Владимира Зеленского в качестве советника. После его победы он был назначен заместителем главы Администрации Президента.
На своем посту он будет заниматься судебной реформой.
Цитаты и заявления
Как человек проработавший в антикоррупционной сфере, Руслан Рябошапка настаивает на том чтобы органы борьбы с коррупцией были независимыми.
По его мнению, кардинальное изменение страны возможно при реформировании суда и правоохранительных органов. В них должны работать профессионалы, которые будут знать не только, как и что делать, но и те, которые могут сказать “нет” таким олигархам, как Коломойский, Ахметов и Порошенко.
Руслан Рябошапка считает, что реформировать нужно и Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Он хочет перезагрузить агентство, в котором сам работал, и сделать из него не противника, а союзника для НАБУ и САПа.
В судебной реформе нужно обновить систему, в частности, органы, отвечающие за подбор и увольнение судей. А СБУ должен заниматься не масками-шоу у предпринимателей, а национальной безопасностью, борьбой с терроризмом, предотвращением терроризма.
Кроме того, он выступает за ликвидацию подразделений по борьбе с экономической преступностью в правоохранительных органах, и переход к аналитическому подходу в борьбе с финансовыми правонарушениями.
Руслан Рябошапка указывает на то, что за последнее пятилетие в прокуратуре фактически не было никаких изменений. Высокие должности занимают люди, которые оказывались в эпицентре коррупционных скандалов. Более того, появились новые институты, которые защищают этих чиновников. В результате прокуратура не защищает права людей, а участвует в экономических операциях или политических разборках.
В отношении Генерального прокурора он придерживается мысли, что его необходимо сменить. Возглавлять ГПУ должен быть не политик, а профессионал с высшим юридическим образованием и соответствующим стажем работы в правоохранительных органах. По его мнению, это ведомство лучше всего вообще ликвидировать, а его основную функцию — государственное обвинение, передать министерству юстиций.
После инаугурации Владимира Зеленского, Руслана Рябошапка называли одним из главных претендентов на кресло генерального прокурора. Сам антикоррупционер заявлял, что готов делиться своим опытом и без назначения на какую-либо должность. Однако президент назначил его заместителем Андрея Богдана в свою Администрацию.
О борьбе с коррупцией
“Антикоррупционная инфраструктура строится на трех китах: выявление, предупреждение, наказание. Прежде всего необходимо сделать так, чтобы существующие антикоррупционные органы начали работать эффективно.
Вокруг них крутится много конфликтологов, кураторов, коммуникаторов и всех остальных. Надо сделать так, чтобы этого не было, чтобы люди начали думать не о рисках, связанных с руководством государства, а о работе. Есть определенный конфликт (где-то мировоззренческий, где-то личностный) между руководителями САП и НАБУ.
Изменить специализированного прокурора достаточно сложно, это требует изменений закона. Времени сейчас нет. Если возможно наладить сотрудничество между руководством САП и руководством НАБУ, это будет прекрасно. Они начнут сразу же работать на страну”.
Декларация
Последний раз Руслан Рябошапка подавал электронную декларацию в марте 2018 года. У новоизбранного зама главы Администрации собственной недвижимости нет. У его супруги есть земельный участок и жилой дом во французском Страсбурге.
На родине Олеся Бартовщук владеет еще одним участком земли и жилым домом, а также квартирой под Киевом в Новых Петровцах.
У супруги Руслана Рябошапка есть два автомобиля Volvo (марки XC70 и XC90).
Зарплата за год, которую Рябошапка получал в Национальном агентстве по предупреждению коррупции составила четыреста четырнадцать тысяч гривен. Жалование его жены в Европейском суде в конвертации в национальную валюту — почти три миллиона гривен.
Доход от отчуждения движимого имущества принес Руслану немногим меньше четырехсот тысяч гривен. Олеся Бартовщук взяла в Страсбурге кредит на сумму в четыреста тридцать тысяч гривен.