Раскрыта вся правда об анализах Порошенко: «пришел на помощь давний друг»
Сеть медицинских центров Добробут готовится к покупке клиники Борис. При чем тут Борис Ложкин?
Об этом рассказала ЛІГАБізнесІнформ.
На столичном рынке частных медицинских услуг может появиться крупнейший игрок. Антимонопольный комитет Украины сообщил о планах покупки клиники Борис медицинской сетью Добробут. Участники рынка оценивают объект примерно в $30 млн. Покупателя может интересовать сильная репутация, база клиентов Бориса и стационар на левом берегу столицы.
Слияние или поглощение?
АМКУ изучает дело о покупке компанией Satumco Limited — крупнейшим акционером сети медцентров Добробут — более 50% уставного капитала ООО Борис (Киев), сообщило ведомство.
Сеть Добробут через кипрскую Satumco Limited принадлежит инвесткомпании Concorde Capital Игоря Мазепы и совладельцу сети магазинов Люксоптика Олегу Калашникову. Клиника Борис — Михаилу Радуцкому, Льву Хлявичу и Алле Кармалит, следует из реестра юрлиц Министерства юстиции.
Релиз АМКУ застал участников сделки врасплох. Через несколько часов после сообщения ведомства они ограничились пространным сообщением. «Речь идет о совместном проекте по усилению позиций частной медицины в Украине. Пока на повестке дня обсуждение протоколов и стандартов, которые используются в наших клиниках, а также сопоставление экспертизы по медицинским направлениям», — заявили в совместном релизе Калашников и Радуцкий. От дальнейших комментариев они отказались.
«Медицинская сеть Добробут рассматривает возможность усиления позиций на медицинском рынке. На данный момент ведутся переговоры с клиникой Борис», — сообщила директор по стратегическим коммуникациям Concorde Capital (совладелец Добробута) Валентина Шевченко.
Информация о том, что клинику Борис выставили на продажу ходила по рынку последние несколько лет, сообщили два директора киевских частных медицинских заведений. В Борисе и Добробуте не называют сумму сделки. Опрошенные участники рынка на правах анонимности оценили стоимость Бориса примерно в $30 млн.
«Рынок медицинский услуг постоянно развивается, поэтому необходимо менять все оборудование каждые семь лет и проводить ремонт зданий, иначе бизнес перестанет быть конкурентным, — рассказал операционный директор клиники Into-Sana Дмитрий Луфер. — Здание клиники Борис на левом берегу было открыто 11 лет назад и требует обновление ремонта и оборудования».
Сейчас Добробут включает в себя девять поликлиник, клинический центр Добробут-Онкология, стационар, Центр клинической неврологии, нейрореабилитации и восстановительной медицины, скорую помощь и пр. «Компания активно развивается. Видно, что собственники постоянно вкладывают в сеть», — говорит Луфер.
Мазепа и Калашников приобрели Добробут в 2014 году у владельца корпорации UBG Руслана Демчака. Участники медицинского рынка говорят, что среди совладельцев бизнеса может присутствовать и Борис Ложкин — старый друг и партнер Калашникова по Люксоптике.
Откуда слухи? Помимо давнего знакомства в пользу этой версии говорит тот факт, что непосредственный акционер Добробута Satumco Limited пользуется на Кипре услугами той же секретарской компании — Romos Secretarial Limited, что и UMH Holding, когда ей владел будущий глава президентской администрации. Один из собеседников в бизнес-окружении экс-главы АП слышал, что Ложкин кредитует бизнес-проекты Калашникова.
Борис Ложкин отрицает свое присутствие среди конечных акционеров Добробута, заверила его пресс-секретарь Мария Попова.
Растущий рынок
Это не первая сделка в сфере частной медицины за последние несколько лет. В октябре прошлого года шведская компания в сфере здравоохранения и диагностики Medicover подписала договор о покупке украинского бизнеса российской компании Инвитро — medtech лаборатории в Днепре. Она занимается общеклиническими исследованиями, биохимией, иммунохимией, микробиологическими исследованиями. Сумма сделки — 6 млн евро.
Почему инвесторы заинтересовались частной медициной? Спрос на услуги врачей вырос в столице за прошлый год на 20-30%, отмечает основатель компании Health promo (работает на рынке медицинского страхования) Сергей Кучеренко. «В государственных клиниках так же, как и в частных, приходится платить врачам. Но в частных клиниках используют международные протоколы и отвечают за назначенное пациентам лечение», — поясняет он.
Кучеренко добавляет, что развитие частных клиник связано и с ростом медицинского страхования примерно на 8-10% в год. Работодатели расширяют социальные пакеты, чтобы привлечь хороших специалистов.
Медицинская реформа также мотивирует потребителей обращаться в частные клиники. «Попасть к узкому специалисту сложно. Сначала надо пойти к семейному врачу, сдать анализы. Затем — к более широкому специалисту и только потом — к нужному врачу. На это все надо потратить массу времени», — рассказывает глава правления Фармацевтической ассоциации Днепропетровской области Тамара Литвиненкова. Государственные клиники выполняют менее 1% от общего количества программ ЭКО, добавляет основатель клиники Ilaya Алексей Шершнев.
Министерство здравоохранение не против, чтобы частные клиники принимали участие в медицинской реформе. Каждая пятая клиника, среди которых Борис, Одрекс, Спиженко, заключают договоры на обслуживание пациентов, говорит Шершнев.
У Бориса есть несколько больших преимуществ — сильная репутация, большая база клиентов, развитая услуга скорой помощи и собственный центр на левом берегу, отмечает Луфер из Into-Sana. По его мнению, владельцам Добробута может быть интересно получить стационар на Левом берегу Днепра.
Если сделка состоится, Добробут сможет усилить свои позиции перед приходом иностранцев. Конкуренты — Медиком, Обериг могут остануться позади. Несколько крупных турецких и польских сетей клиник рассматривают возможность приобрести активы в Украине, говорят собеседники LIGA.net.
Стоит отметить, что 5 апреля именно сотрудники клиники «Борис» были среди тех, кто брал анализы у действующего президента Украины Петра Порошенко на НСК «Олимпийский». Это выглядит особенно подозрительно, учитывая то, что Борис Ложкин в своей время возглавлял Администрацию Президента Порошенко, а также является его давним бизнес-партнером.