Рейдерский захват банка «Хрещатик»: договорняк Рожковой и Кличко всплыл в переписке
В распоряжении журналистов оказалась переписка замглавы НБУ Катерина Рожковой с сотрудниками НБУ и КГГА, из которой можно сделать вывод, что Нацбанк участвовал в попытке рейдерского захвата банка «Хрещатик»
Первая часть переписки — это общение Рожковой с Виктором Курцевым (руководитель проектов и программ Департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ), который сообщает ей, что банк «Хрещатик» прислал донос на Киевскую горадминистрацию (которой на тот момент принадлежит 24,93% акций банка «Хрещатик»).
Курцев пишет Рожковой, что «город сконцентрировался без разрешения» (увеличил долю до 25%+1 акция). После обращения банка, если действовать по закону, НБУ должен оштрафовать город за несогласованные действия по получению доли в банке.
На что Рожкова отвечает: «Они заменят письмо. Мы их попросим».
Из другой переписки становится очевидным, что Рожкова действительно имела влияние на банк «Хрешатик» и действовала при этом по поручению мера Киева Виталия Кличка.
Так 17 февраля 2016 года Геннадий Плис (первый заместитель председателя КГГА, ) просит Рожкову от имени Виталия Кличка перенести встречу с акционерами банка «Хрещатик» по причине… отсутствия в Украине акционера банка Андрея Иванова), а также в дальнейшем просит включить в список участников – Андронова Вячеслава (советник Кличка), а также заменить Дворецкого Игоря на Абдинова Артура (член наблюдательного совета банка «Хрещатик» ). Все указания по изменению перечня частных акционеров к встрече, как пишет Плис, исходят от Кличка.
Надо отметить, что указанные лица — близки к группе бизнесмена Андрея Иванова, который в тот момент конфликтует за контроль над банком с другим акционером — Василием Хмельницким.
Далее 10 марта 2016 года Кличко (опять через Плиса) просит Рожкову лично присутствовать в КГГА на встрече с акционерами банка «Хрещатик» по рассмотрению плана реструктуризации. А также 14 марта 2016 года просит проконсультировать по их (КГГА + Иванов) позиции реструктуризации банка.
12 апреля 2016 года Плис благодарит Рожкову за взвешенную позицию в статье на «Економічна правда», на что Рожкова отвечает: «Мы же за вас переживаем».
В этой статье от 11 апреля 2016 года Рожкова описывает причины банкротства банка «Хрещатик» и обвиняет в этом акционеров банка, которые выводили деньги через фиктивные компании. При этом обвиняются в этом акционеры, противостоящие группе Кличко — а именно, Василий Хмельницкий.
По данным журналистов, г –жа Рожкова была в сговоре с Виталием Кличко, который поручил Вадиму Столару (заместитель председателя Комиссии по бюджету и социально-экономическому развитию в Киевском городском совете), фактически «смотрящему» по Киеву, который ранее был замешен в схемах Элита-Центр, «отжать» банк «Хрещатик» у одного из акционеров – Василия Хмельницкого .
Данный «тандем» с помощью депутатов Киевсовета заблокировал увеличение капитала банка — и предложили ключевому акционеру «Хрещатика» Хмельницкому поделиться активом.
Согласно разработанному плану, планировалось использовать вялотекущий конфликт между строительными магнатами Ивановым иХмельницким. Предметом спора стала земля, стройплощадки и другие строительные активы Kyiv Investment Group (владельцы А.Иванов и В.Хмельницкий). А также влияние на коммунальные предприятия — пакеты в «Киевэнерго», «Киевводоканале» и «Киевгазе», «Хлеб Киева».
Для этого НБУ потребовал в короткие сроки нарастить капитал банка. При этом город отказался выделять деньги, а эмиссары Кличко предложили частным акционерам — полностью уступить банк.
Однако в процессе переговоров Василий Хмельницкий отказался от данных условий.
Но поскольку основные клиенты банка были коммунальные предприятия, на которые у КГГА были «рычаги влияния», была предпринята остановка коммунальных поступлений в банк, и организован перевод счетов коммунальных предприятий в другие банки — что, фактически, подтверждают представители НБУ в статье от 11 апреля 2016 года.
О том, что ситуация была спланирована заранее свидетельствует и тот факт, что Столар, зная от готовящейся операции — незадолго до этого оформил кредит под залог квартир в ЖК «Паркове місто» по завышенной стоимости.
5 апреля 2016г. правление НБУ приняло постановление об отнесении ПАО КБ «Хрещатик» к категории неплатежеспособных, при чем в СМИ неоднократно озвучивалось мнение что Нацбанк преждевременно и необоснованно вывел банк «Хрещатик» с рынка.
В ответ НБУ ссылался на нарушение банком норматива достаточности капитала, хотя перед этим разрешил банкам его нарушать .
Далее на протяжении 2016-2018 годов велись различные судовые споры относительно признания противоправной бездеятельности НБУ, непринятия надлежащих мер по обеспечению защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов, безопасности хранения средств на банковских счетах ПАТ «КБ» Хрещатик», непринятие адекватных, неотложных и решительных действий, неприятие своевременно решения о применении адекватного меры воздействия банку.
Постановлением от 27.02.2018 года Верховный суд отказал Национальному банку в пересмотре решений судов предыдущих инстанций и призналнезаконным решения регулятора о выведении с рынка банка «Хрещатик».
Фонд гарантирования вкладов оценил выплаты вкладчикам неплатежеспособного банка «Хрещатик» в 2,8 млрд грн.
Источник: telegraph