От лейкемии люди умирали один за одним: история дома-убийцы на Донбассе
В годовщину Чернобыльской аварии принято вспоминать события 1986 года, но история СССР хранит много страшных баек, рассказывающих о мирном атоме
Так, историю о доме-убийце в Краматорске Донецкой области рассказал известный журналист и блогер Денис Казанский.
«Эта история, конечно, не так известна, как авария на ЧАЭС. Часто ее принимают за страшную байку, но она абсолютно реальна. Произошла эта жуть в 80-е годы в типичной с виду советской панельной многоэтаэжке, расположенной по улице Гвардейцев-Кантемировцев (ныне ул. Марии Приймаченко)», — констатировал блогер.
По словам Казанского, в 1981 году в одной из квартир недавно построенного дома № 7 вдруг стали болеть и умирать люди. По очереди заболела лейкемией вся семья. Сначала умерли дети 18 и 16 лет. Затем их мать. После этого опустевшую квартиру передали другой семье, и там началось то же самое. Болели и умирали жильцы соседних квартир. Квартиры в новостройке в основном давали молодым людям, и такая смертность выглядела ужасающей.
«Само собой, после такого по окрестностям поползли всякие страшные слухи про дом-убийцу, таинственное проклятие, порчу и прочие ужасы. Отец умершего мальчика знал историю предыдущих жильцов, поэтому стал добиваться расследования. Провести его догадались только в 1989 году. То есть, спустя 8 лет после первых смертей. В «нехорошую квартиру» приехали специалисты. Стали брать пробы воздуха, сделали замеры радиации и охренели. Оказалось, что ее уровень во много раз превышает безопасные нормы. Источник излучения находился в одной из стен», — рассказал Казанский.
«Самая большая мощность излучения была в детской, в смежной квартире за стеной и в квартире этажом выше. Из этих квартир людей отселили. А для того, чтобы вырезать часть стены, к ее участку с источником излучения прибили свинцовые пластины…», — рассказывал потом в интервью бывший главврач Краматорской СЭС Николай Савченко.
Как выяснилось позже, источником радиации оказалась вмурованная в стену небольшая радиоактивная капсула, которая находилось в измерительном приборе уровнеметре и случайно потерялась в Каранском карьере по добыче щебня в конце 70-х.
«Об этом стало известно только в 1990 году, когда ампулу (размером 8 на 4 мм) извлекли из куска стены и по номеру определили ее место регистрации. По правилам, потерянный источник радиации должны были искать и найти, но сотрудники карьера попросту забили на это, и таким образом капсула в итоге попала в бетон. В итоге следствием было установлено, что поиск ампулы велся неудовлетворительно, но людей было уже не спасти», — отмечает Казанский.
После того, как все вскрылось, город был шокирован. Еще больше были шокированы жильцы злополучного дома. В марте 1990-го специалисты, врачи и представители исполкома встретились с жителями и вручили каждому протокол о мощности полученных доз.
«Встреча была очень трагичной. Злые выкрики, слезы — это все можно было понять. Дозы выше естественного фона получили 17 человек», — вспоминал Савченко.
Как отмечает Казанский, дом-убийца существует и сегодня. Радиоактивный участок стены вырезали, и после этого уровень радиации пришел в норму. Но если честно, я бы все равно не хотел жить в такой жуткой квартире после всего, что там произошло.
Тогда городские газеты писали, что всего за период с 1981 по 1989 годы от радиации в доме №7 умерло шесть человек, причем четверо из них были несовершеннолетними.
«Те, кто ностальгируют по СССР сегодня, любят вспоминать дешевую колбасу и мороженное, но почему-то не любят вспоминать такие истории», — резюмирует Казанский.
Напомним, как ранее писала Politeka, сегодня, 26 апреля, ровно 32 года назад на Чернобыльской атомной станции прогремел взрыв, который стал одной из самых страшных катастроф в истории человечества.
Источник: Politeka