Медведчук: Обмен мог бы состояться даже сегодня, но украинская сторона пока не готова дать свое видение этого вопроса и возможности такого обмена
«Говорить о конкретных датах обмена сегодня очень сложно. Обмен мог бы произойти даже сегодня, но украинская сторона пока не готова дать свое видение этого вопроса и возможности такого обмена», — заявил в интервью ВВС Виктор Медведчук, спецпредставитель по вопросам гуманитарного характера в Трехсторонней контактной группе
По его информации, на сегодняшний день «установлены где-то 104-109 человек» из тех лиц, которых ищут непризнанные республики.
«Из тех, кого ищет украинская сторона на неподконтрольной территории, в Донецке и Луганске, достоверно установлено 37 человек. Это цифры, которые являются предметом переговорного процесса, который не прекращался ни на минуту. На прошлой неделе я был в Москве по вопросам, в том числе, освобождения граждан Украины, которые содержатся в местах лишения свободы и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. Этот переговорный процесс тоже идет», — подчеркнул В.Медведчук.
Но говорить о конкретных датах, считает он, сегодня очень сложно.
«Могу сказать только о принципах переговорного процесса. Представители Донецка и Луганска считают, что на втором этапе обмена необходимо применить принцип «всех установленных лиц на всех установленных». Если вернуться к тем цифрам — 104-109 и 37 — получается, что такой обмен мог бы произойти даже сегодня. Но украинская сторона пока не готова дать свое видение этого вопроса и возможности такого обмена», — констатирует В.Медведчук.
Он также прокомментировал озвученную украинской стороной на первом этапе большого обмена позицию, согласно которой из обмена нужно исключить определенные категории людей.
«На эту позицию Донецк и Луганск не соглашались, и они изменили свою позицию только после того, как с такой просьбой к главам непризнанных республик обратился президент Российской Федерации господин Путин. Сейчас принципы немного изменились, но сказать, что мы нашли общий знаменатель для освобождения людей, я, к сожалению, пока не могу», — уточнил спецпредставитель по вопросам гуманитарного характера в ТКГ.
В.Медведчук подчеркнул: как представитель украинской стороны он не наделен официальными полномочиями выражать свое видение проблемы, но согласился озвучить свою личную позицию, которая не является официальной.
«Я считаю, что главная стратегическая задача, которая стоит передо мной как переговорщиком, — это вернуть наших людей домой, в семьи, к родным и близким — любой ценой. И надо всё для этого делать, несмотря на то, кто, где и за что был задержан. Я в этой связи мог бы привести в пример израильский опыт: во-первых, это современный опыт, во-вторых, он реально свидетельствует о том, как государство переживает за судьбу каждого гражданина. Известна история сержанта израильской армии, которого обменяли на 1027 человек. Так вот, из этих 1027 человек 400 подозревались в совершении массовых убийств, терроризме и бандитизме. 400! И несмотря на это, этих 400 и ещё 627 отдали за то, чтобы вернуть домой, в страну, в семью к родным и близким этого сержанта. Вот такой подход должен быть в интересах государства. Я в этом убеждаю, я являюсь сторонником этого, но решение принимаю не я», — подытожил Виктор Медведчук.