Остановит ли мораторий незаконную вырубку деревьев: мнение эксперта
Мораторий никак не может уменьшить количество незаконных рубок деревьев
Такое заявление в интервью Gazeta.ua сделал эксперт лесной отрасли, национальный координатор программы FLEG, председатель ОО «Независимое экспертное партнерство» и заведующий кафедрой дендрологии и лесной селекции НУБИП Украины, Юрий Марчук.
Разработан проект Меморандума о сотрудничестве с Лесной комиссией Шотландии — ЮшкевичОн говорит, что лес имеет свой срок зрелости. К примеру, возраст главного «пользования» сосны начинается с 80 лет. Именно в этом возрасте, говорит эксперт, она набирает максимальное количество древесины на гектаре и ее можно рубить.
«Если передержать ее на корню 20-40 лет, древесина теряет качество и лес начинает деградировать. Это расточительство, ведь лес это важная составляющая промышленности страны», — рассказывает Марчук. Для насаждений деревьев более зрелого возраста, добавил он, есть Национальные парки и заповедники.
Он также подчеркивает, что нелегальный рынок древесины формируется из тех нарушений, которые могут иметь место при ведении лесного хозяйства всех лесопользователей. Например, вырубка древесины в полезащитных полосах, вдоль дорог, в самосейных лесах, на паях. Эта древесина нигде не учитывается, но на рынок она поступает.
Марчук также добавил, что есть еще один вопрос — биржевые торги. «Государственные лесхозы продают древесину через аукционы. А лесхозы других пользователей отсутствуют. Почему? Они не показывают объемы древесины, отводы. Но и их работа должна быть прозрачна», — считает эксперт.
Отметим, в августе Кристина Юшкевич, как и.о. председателя Гослесагентства, подписала распоряжение, чтобы все реестры рубок, в том числе и санитарные, были открыты на сайте предприятий.
«Мораторий как элемент влияния на рынок себя не оправдал ни в одной стране мира. У нас он мотивирован целью развития собственного рынка древесины… Фактически если взять рынок древесины, и то, что сейчас развивается после введения моратория — это рынок пиломатериалов. Бревна пилят на доски и продают в Европу. Это не глубинная переработка», — констатирует Марчук, добавляя, что рынок древесины сегодня закрыт от Европы, а внутренний рынок не такой глубокий как бы нам хотелось. — Нам нужна переориентация того же строительства на внутренние материалы».