The Economist раскрыл план Эрдогана стать султаном — по пунктам
Исламисты и националисты Турции объединятся ради усиления власти президента
Основная цель президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана — изменение турецкой конституции с передачей больших полномочий главе государства. Для этого ему необходимо собрать конституционное большинство. О том, как Эрдоган стремится к абсолютной власти в Турции, рассказывает британская газета The Economist.
Как пишет издание, из 550 мест в Великом национальном собрании (парламент) Турции правящей Партии справедливости и развития (ПСР) принадлежит 317 мест (представляют интересы 49,50% голосов избирателей), однако их не хватает для изменения конституции. Для этого исламистская ПСР должна искать единомышленников среди политических оппонентов в парламенте – светской Народно-республиканской партии, основанной еще Ататюрком, прокурдской Демократической партии народов и Партии националистического движения.
Согласно турецким законам, лишь с помощью двух третей голосов избирателей можно провести изменения в основной закон страны. Как утверждают социологи, труднее всего будет для политсилы Эрдогана найти сторонников в среде прокурдской и светской партии, так как эти две силы жестче всех критикуют исламистов.
В борьбе за привлечение на свою сторону голосов депутатов Эрдогану необходимы две вещи: мобилизация всех консервативно настроенных парламентариев и повод для этого. Мишенью ПСР в законодательном органе в первую очередь станут депутаты от Партии националистического движения. Исламисты и националисты в принципе делят общий электорат, они же делят и общее опасение – рост курдского сопротивления, что и станет поводом для их кооперации.
Операция Анкары против курдов находит большую поддержку у националистов, они не скрывали ликование по поводу зачисток на юго-востоке страны и когда турецкие ВВС сбили российский самолет в ноябре прошлого года.
Сегодня власти пытаются внедрить в массовое сознание граждан, что сильная президентская власть способна решить курдский вопрос раз и навсегда. Пропрезидентские силы утверждают, что ограниченные функции главы государства (Турция парламентско-президентская страна. — Ред.) не позволяют Эрдогану заняться разрешением главной проблемы страны – курдским сепаратизмом. Усиление власти президента не пугает консервативных турок, так как в генетической памяти этого народа живет добрая слава о султанах Османской Турции.
Как писала Politeka, президент Турции Эрдоган заявил о необходимости перехода к президентской форме правления. По его словам, парламентская система Турции устарела, поэтому существует необходимость перехода к президентской форме правления. «Для создания» новой Турции», мы думаем, страна нуждается в президентской форме правления и новой конституции», — сказал турецкий президент.
Означает ли, что стремление сконцентрировать власть в своих руках является свидетельством диктаторских замашек Эрдогана? Об этом рассказывается в обзоре турецких СМИ за 22 января этого года.