Кіноринок України: динаміка розвитку та «загроза радянізації»!
Несмотря на сложное экономическое, а по сути военное положение, количество отснятых и вышедших в прокат национальных картин, успехи на кинофестивалях, и темпы роста кассовых сборов, в десятки раз превысившие среднеевропейские, свидетельствуют о возвращении Украины как кино-державы на карту Европы! Однако перешла ли Украина на западные стандарты в развитии киноиндустрии или до сих пор находится под влиянием советских принципов «госуправления культурой» Вопрос открытый…
Падение и возрождение индустрии.
Поэтика и драма украинского кино стали частью мировой киноиндустрии ещё в начале прошлого века, когда потрясающие портреты крестьян из к/ф «Земля» Александра Довженко и детская коляска, летящая по одесской лестнице в «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна определили символику кино-реализма.
Однако в начале 90-х с распадом Советского Союза, и тяжелейшим экономическим кризисом, украинская киноиндустрия приходит в упадок. Количество зрителей в кинотеатрах уменьшается с 552 млн в год в 1990 году до 5 млн. — в 1999 году. Количество снятых кинокартин падает с 45 в 1992 году до 4 в 2000-м, кроме того прогрессирует переориентация на кинорынок России, и из 136 фильмов, созданных в Украине в 1990-х годах, 82 снимают на русском языке.
По свидетельству Богдана Батруха – главы компании B&H distribution и одного из пионеров возрождённой киноиндустрии Украины: «В начале 90-х в стране действовало всего 3 кинотеатра, и для проката пришлось заняться строительством современных залов иначе показывать кино было бы негде. Да и что показывать? Кино в Украине не снимали, а для демонстрации западных картин не было законодательной базы, гарантирующей интеллектуальные права».
Однако в 1995 году соответствующий законопроект был принят, и возможность проката западных картин привела к приходу в индустрию инвесторов, вложившихся в строительство новых кинозалов. Сегодня их в стране порядка 180, количество экранов – более 500, и динамика роста замедлилась лишь в связи с трагическими событиями 2013-2014 года. Но именно с этими событиями связано и возрождение в Украине кинопроизводства.
Новое время, новая кинополитика
После Революции Достоинства в 2014 агентство Украины по вопросам кино определило новую стратегию развития, и Государство начало выделять значительные сумы на создание национального кинопродукта.
В 2016 году при поддержке госкино в прокат вышло 14 картин, в 2017 по суммарное финансирование киноотрасли в объёме около 40 млн$.
Ещё одним значимым фактором изменений на кинорынке Украины стало объединение крупнейших игроков теле-кино рынка вокруг проблематики развития. Именно они стали инициаторами разработки закона «О господдержке кинематографии в Украине», предусматривающего механизм «саѕһ rebates» – возврата за счет госсубсидий 16,6 процентов на кинопроизводство. В 2016 закон был проголосован в Верховной Раде, и в 2018-19гг ожидается запуск ребейта по мере ратификации подзаконных актов.
Кинорынок Украины: темпы развития и потенциал
Несмотря на сложное экономическое и военное положение страны, темпы развития индустрии кино в Украине впечатляют.
По данным маркетологов Меdia Resourcese Menegment общий бокс-офис в стране по сравнению с 2016 г. увеличился на 27,3% (28% по данным Госкино), достигнув в 2017 $81,24 млн. Цифры общих объёмов безусловно не велики, но динамика роста более чем оптимистична, особенно если сравнить с общемировым трендом последних пяти лет, по которому объем кассовых сборов фильмов растет в среднем всего на 1,5% в год (Motion Picture Association of America – MPAA). По данным Госкино Украины, уверенно растёт также количество зрителей пришедших в кинозалы, – 15% количество кинотеатров – 10%.
Несмотря на увеличение средней цены билета (в долларах на 25 центов, 12% роста), что существенно для экономически стагнирующей Украины, в 2017м было продано порядка 28,9 млн билетов, что на 3,8 млн превышает показатель 2016 г. а значит рост в продажах билетов составляет 15%.
Более впечатляющие темпы роста по продажам билетов из Европейских стран демонстрировала только Турция – 22.1% по данным EUROPEAN AUDIOVISUAL OBSERVATORY. В целом же в 5 крупнейших кинодержавах Европы (Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания) рост не превышает 1.5% или демонстрирует падение, как в Италии – 12.8%.
Напомним, что в 2014 году объем сборов в Украине составлял приблизительно 120 млн. долларов, и после «просадки» в 2015м, почти на 70%, рынок демонстрирует тенденцию выхода из пике. На фоне роста в 2017 до 80 млн. и продолжении динамики +12% в первом квартале этого года можно говорить о перспективе возвращения на «довоенные» позиции уже в 2018-19м. В целом же объем украинского рынка далек от насыщения. Если исходить из аналогии с польским рынком, объем которого превышает 250 миллионов долларов, то украинский рынок может обеспечить кассовые ежегодные сборы на уровне 500-600 млн. долларов.
Национальное кино и индустрия
Отдельной частью киноистории становится не только возрождение индустрии, но и признание европейским арт-сообществом, о чём свидетельствуют призы на Канском фестивале, картин «Племя» Слабошпицкого, фильмов Лозницы, в частности недавних оваций в Каннах его картине «Донбасс». Премьера на Берлиналле картины «Когда падают деревья», режиссёра Марыси Никитюк и релизов целой плеяды молодых кинематографистов на фестивалях класса А.
Однако остаётся насущным вопрос: как скоро национальная кинопродукция станет частью прокатного объёма в стране и возможно во вне?
Пока лишь документальная эпопея «Зима в огне», номинант на Оскар 2016, будучи инициированной гражданским киносообществом Украины и в ко-продакшен с Netflіx пробилась к действительно массовому зрителю. Картину посмотрело более 6 млн, (но не в прокате). В Украине же в 2017 году на серьёзный уровень прокатных сборов вышли лишь комедии «Слуга народа 2» и «DZIDZIO Контрабас», и военная драма «Киборги».
Дискуссии о том, как национальному кино Украины стать прокатным, ведутся и в профессиональном сообществе, и на уровне людей, определяющих госполитику в сфере кино. Речь идёт и о необходимости подъёма качества, и учёта зрительского интереса, и о специфике маркетингового «продвижения» картин, в чём молодые украинские кинематографисты делают лишь первые шаги.
Печально, конечно, когда только начинающие свой путь продакшн-компании обвиняют в неудачах на рынке прокатчиков, предпочитающих западный продукт, гарантирующий доходность. Однако – это неизбежные издержки роста, и сейчас украинские кинематографисты находятся на стадии приведения среднего уровня производимого в стране киноматериала в соответствие с общемировым, дабы желание прокатчиков работать с национальным кино не определялось лишь квотами или чувством патриотизма, но реальным профессиональным, конкурентым преимуществом украинского кинопродукта.
Важным фактором остаётся объём и специфика вмешательства государства в кинопроцесс. Идти ли путём развития и стимулирования свободного кинорынка, как это происходит в Великобритании и США, либо возвращаться к характерной для Советского периода практике закрытого кинопространства.
В этой связи недавняя история с очевидной протекцией государством выхода в прокат патриотической драмы «Киборги» стала темой многочисленных обсуждений киносообщества, поскольку государство в достаточно резкой форме потребовало от дистрибуторов и кинотеатров обеспечить прокат поддерживаемой Госкино картины. Аналогично и со «скандалами» вокруг многочисленных комиссий регулирующих, как выдачу госсредств на производство, так и, например, выдвижение картин на Оскар. По каким критериям и кто в большей степени определяет судьбу картин: рынок, в лице независимых производителей, прокатчиков, экспертного киносообщества или многочисленная армия чиновников и функционеров, как это происходило в недалёком прошлом?
В этой связи украинские СМИ не раз указывали на индикаторы коррупционных действий чиновников Госкино в вопросах распределения бюджетных средств. Когда местные продакшн-компании, чья продукция оказывалась провальной в прокате, тем не менее продолжали получать госфинансирование. «Разве критерии успешности картин не очевидны – писали украинские коллеги, – или это бюджетным ведомствам удобно оставлять их размытыми?»
Вызывает настороженность и попытка втягивания регламентирующих госструктур в процесс естественного формирования рынка. К примеру, в настоящий момент Государственный Антимонопольный Комитет Украины рассматривает очередную жалобу, в которой слабые показатели кинопродукции локальных кинопроизводителей противопоставляются зрительскому успеху проката американских кинокартин. Сама постановка вопроса «американцы против наших» отсылает к периоду «холодной войны» и закрытому рынку советской кинопродукции.
Однако пока дискуссия о степени госпатернализма на рынке кино всё-таки остаётся открытой и сохраняется возможность нахождения оптимального соотношения в киноиндустрии Частных Компаний и Государства. Да и обновлённый после Майдана 2013-14 гг Антимонопольный Комитет, наверняка займёт взвешенную и рыночную позицию, дистанцируясь от репутационного шлейфа недавнего прошлого, когда вместо антимонопольной регуляции АМКУ выполнял в Украине функции карательного инструмента по перенаправлению коррупционных потоков.
Ну и в целом, сохраняется уверенность, что подобные факты окажутся лишь исскуственными проблемами роста украинской киноиндустрии, а не свидетельством сохранения институциональной памяти Советского периода или системного непонимания роли и полномочий государства в формировании цивилизованной госполитики даже в такой идеологически связной и эмоциональной сфере, как кино.
Украина обладает всеми возможностями, чтобы стать полноправным членом Европейского киносообщества, не только на уровне искусства кино, но и киноиндустрии. Так что есть все основания ждать новых впечатляющих данных об этапах этого восхождения.
Напомним, в легендарном кинотеатре в центре Киева бушуют «интриги мадридского двора».
Как сообщала Politeka, назван топ-11 самых красивых фильмов в истории.
Также Politeka писала, что ушел из жизни известный украинский режиссер, фильмы которого стали культовыми.
Источник: EU Reporter