Курочка по зернятку клює, або Як освоюють бюджет на київському дорожньому русі
Необов’язково красти багато і відразу. Можна робити це помалу, зате постійно, як водиться у відомстві Віктора Чернія
Про це повідомляє “ПолитРада“.
Трудно найти киевлянина, который бы при разговоре о состоянии столичного транспорта смог удержаться в пределах парламентарной лексики. Достаточно упомянуть хотя бы о пробках – и предельно эмоциональная реакция не заставит себя ждать. А что делать, в Киеве они действительно таковы, что зачастую бывает проще и быстрее дойти из одной части города в другую пешком, чем на чём-нибудь доехать.
Если задуматься, такое положение дел способно вызвать изрядное удивление. Конечно, решение любой проблемы требует денег, но неужели на то, чтобы уладить транспортную ситуацию в Киеве – европейской столице! – они не выделяются?
На самом деле деньги выделяются, и далеко не маленькие. Вот, например, меньше трёх месяцев назад поступило сообщение, что Киевсовет одобрил Городскую целевую программу повышения организации и безопасности дорожного движения до 2022 года. Вопрос в самом деле больной – в Киеве дня не проходит без новости о том, как кто-то погиб под колёсами. Назвать стоимость этой программы у меня не поворачивается язык, так что просто процитирую источник:
«Документ разработал Департамент транспортной инфраструктуры КГГА.
Этот департамент и определен ответственным исполнителем программы. Помогать этому органу осваивать финансирование будут и соисполнители программы – КП «Центр организации дорожного движения» и КК «Киевавтодор».
Указанные структуры теперь имеют основания до конца 2022 года потратить на «безопасность дорожного движения» в Киеве 2 млрд 378,860 млн гривен. Из этой суммы на бюджет Киева приходится 1 млрд 310,860 млн гривен финансирования, остальные 1 млрд 68 млн гривен предлагается “добыть” из других источников.
По словам директора КП «Центр организации дорожного движения» Виктора Черния, в КГГА для реализации программы рассчитывают в т.ч. на кредиты Европейского инвестиционного банка».
Что касается последней фразы, она означает, что это также пойдёт за счёт киевлян. Ведь всем понятно, что банковские кредиты придётся возвращать из того же городского бюджета, да ещё с процентами.
Кстати, читателям стоит запомнить имя «Виктор Черний» и название «Центр организации дорожного движения» (в девичестве «Киевдорсервис»), они нам ещё не раз встретятся.
Итак, деньги вообще-то есть. Есть они и на организацию безопасности дорожного движения, и на всё остальное. Но тогда, как в своё время вопрошал советский сатирик Аркадий Райкин – «Почему же у нас иногда кое-где происходит то, что у нас всегда и всюду происходит?».
Возможно, ответ кроется в том, как именно эти деньги расходуются. Вот только один пример, который в конце минувшей зимы проскользнул в новостях:
«КП «Центр организации дорожного движения» объявило тендер на закупку дорожных контроллеров (устройства для переключения сигналов светофоров) на сумму 13,9 млн гривен. В Департаменте внутреннего финансового контроля и аудита КГГА проанализировали среднерыночные цены и пришли к выводу, что стоимость тендера завышена на 16,7%. В КП замечания муниципальных аудиторов проигнорировали и теперь с этим должны разбираться в Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА».
Если перевести эти проценты в абсолютные цифры, получится 1,98 миллиона гривен. По меркам Киева, конечно, не бог весть какая сумма, да и понятно, что досталась она не одному человеку. Но даже если разделить эти деньги между несколькими чиновниками – детишкам на молочишко определённо хватит. И здесь речь идёт лишь об одном тендере – а сколько их было и сколько ещё будет?
Однако обратим внимание на самого господина Черния, который возглавляет это ведомство с 2013 года… Точнее, внимание-то обратить мы можем, но узнаем о нём мало что – человек это чрезвычайно скрытный. СМИ сообщают следующее:
«В нарушение действующего законодательства, биографические данные Виктора Черния в открытом доступе отсутствуют. Более того, в ответе на запрос KV о предоставлении официальной биографии директора КП «Киевдорсервис», полученном из профильного департамента КГГА за подписью Ивана Шпилевого, не содержится запрашиваемой информации.
Свое нежелание предоставить какие-либо данные о руководителе предприятия, в том числе даже его имя и фамилию, в Киевдорсервисе аргументировали ст.10 и ст.11 Закона Украины «Об информации» – дескать, личная информация. При этом исполнитель, некий Р. Омельченко и подписавший ответ замдиректора Валерий Шаров «забыли», что вопрос касался не физического лица, а руководителя коммунального предприятия. Они, видимо, не знают, что после принятия 2 июня 2016 года Закона № 1405-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной и коммунальной собственности», ст. 78 Хозяйственного Кодекса однозначно обязывает коммунальные предприятия обнародовать биографические справки своих руководителей».
Открытая информация о Викторе Даниловиче имеется разве что личного характера: родился 11 октября 1958 года, жену зовут Татьяна Марковна. Однако вряд ли нам с вами эти знания чем-то пригодятся.
Что интересно, персонально Виктор Черний – в отличие от возглавляемого им ведомства – ни в каких громких скандалах замешан не был. Всё, что о нём известно мало-мальски порочащего (хотя бы потенциально) – лишь на уровне слухов. Например, минувшей осенью СМИ писали о нём следующее:
«За коммунальным предприятием, которое хотят «назначить» управляющим над объектом («вертолётной площадкой Януковича». – Я.О.), стоит Генеральная прокуратура, сообщают журналисты. Якобы директор ЦОДД Виктор Черний «на крючке» по уголовным делам, ведущимся со времен Евро-2012. Из открытых источников известно, что Виктор Черний был помощником-консультантом нардепа от Партии регионов V созыва Верховной Рады Владимира Иванова. И с 2007 года занимал различные должности в столице — в «Киевводоканале», «Киевдорсервисе» и КГГА, работая под руководством Леонида Черновецкого и Александра Попова».
Правда, к подобным сведениям нужно относиться очень осторожно – источником указаны медведчуковские «Вести», повсеместно славящиеся своей… гм, правдивостью. Вполне возможно, они просто решили оклеветать честного чиновника.
Но вот что действительно не подлежит сомнению – это что уже в 2014 году в «Киевдорсервисе» (тогда предприятие называлось ещё так) вскрылись махинации с закупками «лежачих полицейских» по ценам ощутимо выше рыночных. Махинации не слишком грандиозные, не на миллионы, а на сотни тысяч – но ведь курочка по зёрнышку клюёт.
А в следующем году речь зашла о том, что «Киевдорсервис» за компанию с «Киевзеленстроем» прихватили за минувшие два года около двух миллионов при помощи подставного предприятия «СК Куб».
«Столичні комунальні підприємства «Київдорсервіс» та «Київзеленбуд» протягом 2014-2015 рр. за допомогою ТОВ «БК Куб» та його сателітів розмили близько 2 млн. грн. на ремонтних роботах, реконструкції парків тощо. Про це повідомили експерти Бюро ГромЕкс, проаналізувавши дані відкритого бюджету столиці.
Так, у 2014 р. КП «Київдорсервіс» перерахувало на рахунок ТОВ «БК Куб» 448 тис. грн. за реконструкцію виробничих приміщень в нежитлових будівлях на вул. Чистяківській, 19-а у Києві, а «БК Куб», в свою чергу, 94% бюджету (420 тис. грн.) вивів на фіктивне підприємство ТОВ «БК Смайл», яке згідно Ухвали Жовтневого районного суду м. Дніпропетровськазареєстроване на підставних осіб у Дніпропетровській області».
И опять-таки масштаб коррупции не поражает воображение. Ну что такое два миллиона для Киева, где любой серьёзный чиновник только посмеётся, если ему предложить подобную сумму? Ладно бы долларов, а то ведь гривен.
Но похоже на то, что в разных киевских ведомствах существуют различные, так сказать, коррупционные традиции. Где-то стремятся сразу хапнуть огромный куш, а дальше уж будь что будет. В других местах, как в «Киевдорсервисе» (теперь – в «Центре организации дорожного движения») предпочитают действовать иначе: чуть-чуть украсть там, чуть-чуть здесь… Вроде бы почти незаметно – зато карманы очень даже заметно наполняются.
А дорожное движение в столице остаётся таким, как было – сколько денег на него ни выделяй.
Ярослав Островецкий